Сайт семейной истории Петровых

Из театрального прошлого Богородицка

Первая треть ХХ века в театральной жизни Богородицка стала поистине "золотым веком". Это был период деятельности Народного театра и преданных ему людей - А.П.Бурцева и А.Н.Четвертушкина. Театральные события города нашли отражение в многочисленных архивных документах и на страницах воспоминаний Сергея Михайловича Голицина, летописца богородицкой жизни первых послереволюционных лет. Эти источники станут основной путеводной нитью в новой главе о театральном прошлом Богородицка.

Сначала, как всегда, небольшой экскурс в историю.

Идея народного театра в России в 80-90 годах XIX века в связи с проблемой общедоступности театра для простого народа, "низов". Этой проблемой занимались и власти, и интеллигенты с сохранившимся народническим запалом, и люди искусства. Народным театром были заняты Л.Н.Толстой и А.П.Чехов, который писал: "Театров для интеллигенции и средней публики вМоскве пока достаточно, и если в чем чувствуется недостаток, так это только в народном театре".

Интерес к театру для народа становился всеобщим. В середине 90-х годов открылась 1-я выставка народного театра; на съезде актеров его проблемы обсуждались в числе главных.

К проблеме создания театра для народного зрителя с самого начала 90-х годов было привлечено внимание официальных кругов. Провинциальная пресса оживленно прокомментировала одобрение Александром III проекта народного театра, представленного на его рассмотрение А.Н.Островским, и видела в этом одобрении проявление нового отношения к народному театру со стороны правительства.

К концу века редкий из провинциальных городов не знал попыток устройства народных театров. Конечно, спектакли, шедшие на провинциальной сцене, были очень неравноценны. Не случайно в быту провинциального театра распространялся термин "дешёвка", обозначавший общедоступный спектакль по сниженным ценам и не содержавший первоначально в себе какого-либо осуждающего оттенка.

Рассказывая об атмосфере подобных спектаклей, наблюдатели, как правило, отмечали не только "галдёж, разговоры в публике, щелканье орехов и семечек, восклицания и громкие возгласы по поводу происходящего на сцене", но и то" напряженное внимание", "ту внутреннюю связь, которая устанавливалась между исполнителями на сцене и слушателями в зале". Их аудитория с равной импульсивностью реагировала и на то, что происходило с персонажами пьесы ("Галерка по обыкновению увлекалась трагедией, как бы ни была она плохо исполнена, и в сцене, когда Яго говорит Отелло о платке, сверху послышался женский голос, пославший по адресу Яго эпитет "Мерзавец!"), и на всё неожиданное, что случилось на сцене: при падении Бобчинского во втором акте "Ревизора" в одесском народном театре "публика частью вскочила с мест, частью повскакала на стулья, а некоторые из задних рядов бросились даже к сцене смотреть... не ушибся ли актер, изображавший Бобчинского".

Появление народных театров по всей русской провинции - естественная реакция "скучающего провинциала", истомившегося "от грызущих сердце новостей дня..." (Г.И.Успенский). В условиях серой повседневности в провинции стало восприниматься как способ увеселения. Поэтому в создавшейся ситуации в провинциальном театре ставили преимущественно комедии. Так было до 1917 года. А потом народный театр стал любимым местом агитации большевиков, в связи с чем основу репертуара составляли пьесы обличительного характера и революционного содержания. Московский Совет народных театров рассылал по всем губерниям списки пьес, рекомендуемых для постановки на сцене народных театров. Этот список предлагал пьесы русской и иностранной классики, так или иначе отвечающие запросам революционного времени. Тем не менее, не возбранялся и развлекательный репертуар, который составляли комические оперы, водевили, пародии, мелодрамы и феерии. Следует заметить, что в силу безграмотности широких слоёв населения, народный театр сыграл большую просветительскую роль, представляя лучшие произведения русской и иностранной литературы. Специальная репертуарная комиссия занималась вопросом подготовки зрителя к восприятию пьес той или иной сложности. Для этого распределяли пьесы на четыре ступени, которые предназначались: а) для "совершенно неподготовленного зрителя"; б) для "деревенского театра", в котором уже прошло несколько спектаклей; в) для "вполне подготовленного зрителя"; г) пьесы, " содержание которых способно вызвать весьма различные толкования со стороны интеллигентного зрителя". Кроме того, репертуарный список делился ещё по социальному признаку, то есть различались пьесы "Из жизни крестьян", "Из жизни мещан", "Из жизни мещан и промышленников", "Из жизни помещичьей и барской", "Из жизни чиновничьей", "Из жизни интеллигенции". Всё это служило постепенному вовлечению зрителя в театральный мир образов, который своими специфическими средствами помогал людям понимать и анализировать проблемы человеческого характера и жизни.

Революционное время оказало на первых порах освежающее действие на театральную деятельность вообще, поскольку появилась возможность ставить на сцене ранее запрещённые пьесы. В этот период театр почувствовал себя свободным.

Мечта о Народном доме поселилась в Богородицке в 1907 году. К тому времени привычным стало ходить на спектакли любительских трупп, более того, театр стал уже потребностью. Поэтому проблема устройства в Богородицке народного театра стала уже насущной.

Театральные события Богородицка нового времени нашли яркое воплощение в книге С.М.Голицина "Записки уцелевшего". В 1918 году его семья переехала из Москвы в Богородицк, "чтобы переждать под кровом Богородицкого дома (дома гр.Бобринских, родственников Голициных - К.Л.) смутные времена. Но тогда в 18-ом, в Богородицке, да и по всей России, происходили странные вещи: кругом голод, гражданская война, обыски, аресты, восстания крестьян, расстрелы... И одновременно - расцвет искусства!".

Психологически трудно объяснимо, - пишет дальше Н.М.Голицин, - как эти люди, голодные, боящиеся обысков, облав и прочих невзгод тогдашней жизни, шли и шли в театры, в очередях за хлебом рассказывали о театре, о пьесах, об игре артистов? Но таковы факты...".

К воспоминаниям С.М.Голицина мы ещё вернемся, когда речь пойдет о конкретных людях, сыгравших видную роль в истории богородицкого театра. А сейчас обратимся к свидетельству архивных документов.

В Партийном архиве Тульской области храниться "Доклад о деятельности музыкально-драматической секции..." (1919 г.), рассказывающей о том, как создавался в Богородицке Народный театр. Этот документ интересен не только тем, что он повествует об интересующих нас исторических фактах. Всё содержание и стиль "доклада" дают ярчайшее представление о духе нового времени. Один факт, что в "Докладе" не названы имена ни одного театра, ни одного из артистов, даже его автор не счёл необходимым поставить свою подпись, - говорит о специфике мировоззрения, рожденного революцией, мировоззрения массовости, всеобщности, подвергшего сомнению роль личности (кроме одной и единственной личности вождя). Всё делалось от имени народа, всё принадлежало всем, в том числе и деятельность конкретных людей. Создатели богородицкого народного театра оказались зашифрованными в безликую аббревиатуру "М.Д.К." (музыкально-драматическая комиссия), подразумевавшую деятельность "компетентных лиц" (можно подумать, что назвать их имена было запрещено). "Компетентные лица " - это Алексей Павлович Бурцев, Анатолий Николаевич Четверушкин, Владимир Михайлович Голицин и Алексей Алексеевич Кудрявцев.

Стиль, в котором написан "Доклад", представляет собой великолепный образец самых пламенных речей революционного времени. Именно такие речи произвели огромное впечатление на известного героя из романа Ильфа и Петрова, о пользе которых он никогда не забывал, если надо было усыпить человеческую бдительность.

Итак предлагаем вниманию читателей фрагменты этого замечательного документа эпохи (поместить его полностью мы не имеем возможности из-за его пространных размеров).

Когда завоевания Октябрьской революции вылилось в форму полной политической победы, когда положение Советской власти упрочнилось - был выдвинут очередной вопрос - задача внутреннего строительства, задача КУЛЬТИВИРОВАНИЯ НАРОДА путём наглядных зрелищ, путём слова - пролетарского слова, путём пролетарского творчества. Всюду возникали культурно-просветительские организации, которые все свои силы и знания внесли на общее дело просвещения. Также в г.Богородицке, при отделе народного образования, была организована музыкально-драматическая комиссия, которая невзирая на трудности и препятствия, стоявшие на ее пути, сейчас же приступила к работе и организовала музыкально-регентский класс (рояль, скрипка, мандолина, гитара, балалайка).

Одновременно с этим открылась запись учеников в организованную музыкальную школу. Попутно с музыкальной школой возник вопрос о театре. Подходящих отдельных зданий в городе для театра не оказалось, а вопрос о нём стоял очень остро, потребность в таковом с каждым днём становилась всё чувствительнее. Не считая себя в праве в такое время сидеть сложа руки, когда все силы должны быть отданы народу и для него, когда долг каждого истинного революционера в рядах творцов Пролетарской культуры, когда каждое промедление было преступно, музыкально-драматическая комиссия вошла с ходатайством в коллегию отдела народного образования о занятии временного под театр зала 1 советской школы I ступени. Коллегия пошла навстречу и разрешила последовательно с оговоркой - не нарушать нормальной жизни школы.

...Работа по созданию постоянного театра шла... успешно. Были приглашены компетентные лица для постановки спектакля; были расклеены объявления ОТ ИМЕНИ М.Д.К., в которых звали граждан прийти на помощь ещё хрупкой организации и своим посильным трудом помочь заложить мощный фундамент пролетарского творчества. Запись с каждым днем росла: назрела потребность приступить к работе, что и было сделано. Начали репетировать пьесу "Суд человеческий".

Вопрос о постройке постоянной сцены был решён, но денег на постройку не имелось; тогда взяты были из сумм отдела народного образования взаимообразно 6000 рублей и на эти деньги немедленно начались работы по сооружению сцены.

Пьеса была срепетирована, но сцена, вследствие некоторых затруднений, ещё не была готова...

В сельскохозяйственном училище есть сцена и вот решили: пока своя сцена не готова, 1-й спектакль перенести туда, и 14 октября 1918 г. состоялся спектакль "Суд человеческий". Проверка работы, результат опыта вылились в благоприятную сторону. Сразу стало ясно, что среди пролетарской семьи есть лица, которые не запачкают святой стяг искусства и в своём КОЛЛЕКТИВНОМ ТВОРЧЕСТВЕ СУМЕЮТ ДОТЯНУТЬ СВОИХ, МЕНЕЕ СПОСОБНЫХ ТОВАРИЩЕЙ, ДО СОВЕРШЕНСТВА.

Между тем работы по сооружению сцены приходили к концу. Пролетарская семья готовилась к празднику Октябрьской революции, и работа среди кружка артистов-пролетариев шла также с ускоренным темпом.

Наконец, сцена готова. Декорации (правда, мало) сделаны; зрительный зал после постройки сцены определился в 400 человек. Здание назвали "Народным театром", и в день празднования Октябрьской революции, был дан первый спектакль "Дурные пастыри" сочинения Мирбо. Отрадно было видеть, когда пролетарий-творец и пролетарий-зритель слились в одно и в тесном единении они чувствовали

силу, мощь творчества, своего творчества, которым они могут гордиться.

...Работа членов кружка сразу, первых же шагов, стала непомерно трудной. Работа в учреждениях, репетиции до 12, до часу ночи, но всё же не умаляло их страстного желания "идти в театр, жить, умереть в нём".

С 14 октября 1819 г. по 1-е января 1919 г. были поставлены следующие пьесы: "Суд человеческий" - Галича, "Дурные пастыри" - Мирбо, "Забубенная головушка" - Киреева (2 раза), "Без вины виноватые" и "Не в свои сани не садись" - Островского, "Ледоход" - Хина, "Безработные" - С.Белой.

Все спектакли прошли более чем удовлетворительно, и Народный театр завоевал с первых шагов симпатии у публики, которая охотно посещала спектакли. Любовь к театру сразу сказалась, доказательством чему - переполненный зал публикой на каждом спектакле. Таким образом, материальная сторона стала менее ощутительна. В период этого был дан один спектакль, сбор с которого пошел в распоряжение клуба Красной Армии имени Троцкого. Когда жизнь театра вошла в более нормальное положение, когда можно было вздохнуть свободнее, возникла мысль поехать со своей труппой в уезд, что и было сделано. Первый спектакль в уезде дали в с.Товаркове - шла пьеса "Безработные". Второй спектакль - в с.Успенском.

Перед М.Д.К. стоит ещё задача - создание передвижного театра. Решено написать декорации, срепетировать пьесу "Власть тьмы", "Горькая судьбина" и с ним объехать весь уезд. Работы по осуществлению мысли о передвижном театре уже началась и скоро техническая сторона этой мысли будет выполнена. В текущем 1919 г. М.Д.К. преобразована в Музыкально - драматическую секцию при Внешкольном подотделе и в месте с подотделом должна работать в тесном контакте, как две однородные организации...

Когда материальный вопрос отпал, когда М.Д.С. почувствовал под собой твёрдую почву, она не считала себя в праве далее работу члена кружка оставлять неоплаченной, так как каждый участник в связи со спектаклями производил расход. Секция вошла с ходатайством в Коллегию Отдела народного образования об отчислении процентов с чистого сбора в пользу участников в спектаклях и одновременно подняла вопрос о бенефисах как театральных именинах. Коллегия рассмотрела вопрос и постановила делать отчисления чистого сбора 35 процентов. Бенефисы разрешить, а распределение и назначение возложить на труппу. В текущем 1919 г. прошли следующие спектакли: "Вторая молодость" - Невежина, "Судьба человека" - Галича, "Через край" - Тихонова, "Без вины виноватые" и "Свои люди - сочтемся" - Островского, "В старые годы" - Шпажинского... М.Д.С. намечены к постановке ряд пьес исторической хроники и рисующие постоянные искусства для того, чтобы яснее дать понять разницу между буржуазным театром и Пролеткультом...

Начиная своё существование, М.Д.К. не без некоторой робости смотрела на будущее и на плоды своих работ, но первые же шаги рассеяли все сомнения, вселили сознание необходимости работать днем и ночью, работать руками и умом, и со дня своих первых опытов М.Д.С. работала не покладая рук. Результаты работы налицо. Начиная своё существование без копейки денег, М.Д.С. вышла из положения и с честью, не умерла, а находится в полном расцвете и приложит все усилия, все знания на процветание своего существования.

На пути М.Д.С. ставили препятствия, старались даже задушить, прикрыть, как говорили, театр, но на всю грязь, которая лилась кем-то, не обращали внимания, были выше всех нападок и шли неуклонно к намеченной цели.

Впереди широкое поле деятельности и трудная задача, которую можно выполнить при одном условии - дружной работе.

Музыкально-драматическая секция приложит все силы для того, чтобы рождённый пролетарский театр был на высоте своего положения, и чтобы ряды пролетарских творцов росли и строили прочный фундамент Социальной (так в тексте -К.Л.) революции.

Пусть теперь на него смотрят с недоверием, пусть теперь делают поползновения его закрыть, мы же верим в его прочное существование, потому что созданный в руках пролетариата, - он не должен погибнуть. "Но всё-таки впереди огоньки", - сказал Короленко, и вот к тем огонькам, мерцающим где-то вдали, идет пролетарский театр, и не далек тот момент, когда пролетарские творцы найдут эти огоньки и в своём коллективном творчестве превратят их в яркое пламя".

Мы будем несправедливы, если не отметим общий романтический настрой, объединявший людей на большие дела и убеждающий в вере в "светлое будущее". Пафос и энтузиазм, ушедший в историю эпохи, помог осуществить небывалые проекты.

Ковшова Л.А.


Читайте далее: "Когда говорили "Надо""