Сайт семейной истории Петровых

Муниципальное бюджетное учреждение «Историко-краеведческий музей»муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Конкурс научно-исследовательских работ «Пишем историю вместе»

Номинация «Трудовые династии»

Название темы

170 лет за учительским столом

Петрова Анна Алексеевна,

3 курс ФГБОУ ВО Мгхпа им. С.Г.Строганова, филиал Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В. М. Васнецова

Руководитель: Петров А.К., генеалог

Малоярославец, 2019


Содержание


Введение

В нашей семье большое значение придается изучению семейной истории, сохранению памяти о предках. Мы ездим к дальним и ближним родственникам, посылаем запросы в архивы и по крупицам собираем сведения о том, как жили предки и чем занимаются наши родственники в современности.

Некоторое время назад мы для себя вновь открыли Максимову Татьяну Константиновну, связь с которой поддерживал Никита Константинович. После его ухода из жизни в 1995 году, сведения о ней были нами утрачены.

Пообщавшись с сотрудниками школьного музея города Белебей, мы выяснили, что Татьяна Константиновна - заслуженный учитель, очень известна как педагог и наставник. В городе в ее честь названа улица и ей присвоен статус почетного гражданина города.

Информация о жемчужине педагогики - Татьяне Константиновне вдохновила нас к данной работе.

Цель работы: выяснить, является ли Максимова Татьяна Константиновна представителем учительской династии? Или она уникальна в своем роду.

Профессиональная династия – это несколько поколений одной семьи, занимающихся на высоком уровне деятельностью в одной или близких областях. Т.е. для положительного ответа на поставленный вопрос нам необходимо выявить учителей во многих поколениях нашего рода.

Подтвержденная учительская династия в совокупности с аналогичными исследованиями других авторов может помочь подтвердить или наоборот опровергнуть наличие родовых предрасположенностей и талантов к учительству.

    Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:
  1. Исследовать генеалогическое древо, к которому относится Татьяна Константиновна.
  2. Выявить ее родственников, которые работали учителями, либо, имея официально другую профессию, проявили явные педагогические таланты.
  3. Проверить, выполнены ли критерии профессиональной династии для исследуемого рода.
    В работе использованы следующие методы:
  1. Опрос родственников, особенно представителей старших поколений
  2. Изучение фотографий и документов в семейных архивах представителей рода.
  3. Изучение доступных в печатных изданиях и сети Интернет материалов о родственниках
  4. Поиск документов о членах семьи в различных государственных и ведомственных архивах, а так же в архивах различных учреждений.

Ход исследования

Для удобства читателя в приложении №1 помещено генеалогическое древо рода Максимовых, с помощью которого легко отследить родственные отношения между упоминаемыми далее персонами.

Воспоминания сестер Смирновых.

Рассказ Смирновой Натальи Константиновны:

Мой прадед Николай Андреевич Максимов закончил три факультета Казанского университета. За живой ум и эрудицию друзья называли его «Сократ». Николай Андреевич был заместителем директора семинарии в Казани. Преподавал математику. Так же он свободно говорил по-татарски.
Дедушка был любимым архитектором Николая II. После революции он не признал советскую власть и самостоятельно обучал детей. Его сын Арсений, не имея официального образования и пользуясь только знаниями, полученными от отца, успешно работал главным архитектором города Кёнигсберга (Калининграда). Я не смогу рассказать так хорошо, как записала моя сестра Машечка – почитай ее статью «По вере вашей».

Сама я окончила Суриковский институт. Мы с сестрой всю жизнь были художниками. Я иллюстрировала детские книжки. Сестра – создавала рисунки на тканях. А еще духовенством московской епархии очень ценятся подарочные расписные деревянные яйца, которые Машечка расписывала к пасхе.

Одновременно с иллюстрированием книжек, я преподавала в художественной школе. А с возрастом, когда ходить стало сложно, меня очень выручили заочные курсы художников. На наших курсах студенты присылали работы, а в ответ получали их с подробной рецензией и рекомендациями.

По рекомендации Натальи Константиновны были изучены статьи ее покойной сестры Марии, постриженной в монашество с именем Ксения «По вере вашей» (1) и «Близость мира невидимого» (2). Из статей выяснилось, что Николай Андреевич ко времени революции 1917 года переехал в Белебей и там так же работал преподавателем в мужской гимназии. Кроме того, он на дому преподал своей внучке полный курс гимназического образования.

Семейный архив и рассказ Максимовой Е. Н.

>Максимова Екатерина Никитична (пос. Кратово Раменского р-она Московской области) бережно сохранила большую коллекцию семейных фотографий конца XIX и XX века. Некоторые из фотографий содержат подробные комментарии, написанные ее отцом Никитой Константиновичем.

Среди фотографий есть качественные портреты старших представителей рода, использованные для иллюстрации древа. Для нашего исследования ценной оказались 2 фотографии отца Максимовой Татьяны Константиновны – Константина Николаевича в морской форме. На одной так же имеется подпись «гардемарин Костя»

Сама т. Катя рассказала:
В 1920-е годы Екатерину Николаевну привлекли к реализации проекта Города-сада. Она участвовала в проектировании Казанского вокзала. До этого бабушка некоторое время работала преподавателем. Посмотри страницу ее трудового списка. Там написано «с 1921 по 1922 год препо-давала спец. предметы в технической школе города Белебея и в 9-ти летке преподавала физику»

>Павел Никитич Максимов, уже имея высшее образование (МЭИ), окончил Университет Марксизма - Ленинизма по курсу "Международные отношения". После чего в течение ряда лет преподавал в системе полит-образования.

Сама я окончила факультет кибернетики МИФИ. 17 лет проработала научным сотрудником в НИИ Высшего Образования при Минвузе. Одновременно с этим преподавала в МГТУ им. Баумана компьютерную грамотность на курсах повышения квалификации руководящих работников Минвузов союзных республик. Затем в течение 20 лет была преподавателем по автоматизации производства на базе ЭВТ и преподавателем по информационным технологиям в колледже.

Награждена Почётной Грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации

Личный архив и воспоминания Петрова Л.Б.

В личном архиве >Петрова Леонида Борисовича (г.Назарово Красноярского края) сохранилась трудовая книжка Серафимы Николаевны Петровой, в которой отражена ее трудовая карьера как учителя. Книжка заведена в 1938 году и упоминает набор справок, подтверждающих 22 летний стаж работы до заведения трудовой, и предоставленный в отдел кадров Стеклозаводской школы при заведении книжки. Дальнейшая карьера состоит из преподавания немецкого языка в школах Емельяновского района Красноярского края, Сталинобаде (Душанбе), г. Улан-Уде и г. Красноярске.

Устно д. Леня так же вспоминает о бабушке как об очень сильном педагоге. Рассказывал, что ее ученики при встречах легко общались с немцами из ГДР.

Воспоминания и архив Петровой Н.М.

Бабушка Нина много раз рассказывала, что она со своим будущим мужем училась в одном классе. В ее архиве сохранился аттестат о завершении школы №11 города Сталинобада. Что интересно – эта та же самая школа, что записана в трудовой книжке Серафимы Николаевны. Вывод, что будущая свекровь вела уроки и у сына и у невестки одновременно бабушка тут же подтвердила. С ее слов, Серафима Николаевна была очень авторитетной учительницей. Пользовалась большим уважением старшеклассников. А в первый год войны морально очень поддерживала учеников и делилась своими воспоминаниями о медсестринской работе в предыдущую войну.

Рассказ Гребневой Н.С. о своей работе

>Гребнева Нина Сергеевна на вопрос о своей работе учителем рассказала:
С детства любила и успешно организовывала сверстников на различные общественные мероприятия, и мечтала работать учителем. Когда дело дошло до поступления, на пути в педагогический институт встала математика. Чтоб ее не сдавать, я пошла на средне-специальное образование по специальности «художник – преподаватель». После окончания обучения работала художником по росписи керамики, а потом в детском саду воспитателем.

Жажда профессиональной реализации подтолкнула к продолжению обучения и несколько лет назад я поступила в МГИМО. На втором курсе я спросила в школе, где учится моя дочь о возможной практике. Вместо практики мне предложили сразу поступить в штат учителем, на что я с радостью согласилась. Уже 3 года я преподаю английский язык и это лучшая работа, которой я когда-нибудь занималась.

Весной 2019 года я защитила диплом бакалавра.

Поиск в сети Интернет и доступных печатных изданиях

В процессе поиска были исследованы на предмет биографических сведений по каждому члену семьи Wikipedia, а так же через поисковые системы выполнялся поиск упоминаний их имен.

Найдено очень большое число статей о наших архитекторах Владимире Николаевиче, Арсении Владимировиче и Екатерине Николаевне; художниках Злате Владимировне и Елене Владимировне. Подробное изучение найденных материалов показало, что с точки зрения целей данной работы их биографии не представляют значительного интереса.

С тем же результатом была изучена книга Крашенинникова о Владимире Николаевиче (3).

Архивный поиск

Для проверки и уточнения сведений, полученных от родственников, мы перешли к архивному поиску.

Уточнение биографии Петровой Серафимы Николаевны

Первым зафиксированным в трудовой книжке для Серафимы Николаевны местом работы является Стеклозаводская школа Емельяновского района Красноярского края. Сданные справки, подтверждающие 22 года предшествующего стажа, при приеме на работу должны были быть подшиты в ее личное дело в школе. Так же в личном деле фиксировалась и информация о полученном образовании. Личное дело хранится по месту работы, либо передается в муниципальный или региональный архив. Школа действует до сегодняшнего дня и в телефонном разговоре с отделом кадров школы нас направили в муниципальный архив. Написанный запрос:

Добрый день. Я сейчас исследую историю семьи и в рамках изысканий выяснил, что Петрова Серафима Николаевна 1895 года рождения в 1938/1939 учебном году работала в Стеклозаводской средней школе учителем немецкого языка.
Мне очень бы хотелось найти ее личное дело и особенно анкету, которую она должна была заполнять при приеме на работу. При звонке в школу меня направили в районное управление образование, сообщив, что личные дела, возможно, могут храниться в отделе кадров управления.
Прошу подсказать наличии личных дел данного периода, а если отсутствуют - подсказать, куда они могли быть переданы на хранение?

Полученный ответ показал бесперспективность направления исследования, т.к. пожар уничтожил, скорее всего, интересующие документы

На интересующий Вас исторический вопрос поясняем следующее. Данных документов за период работы Петровой Серафимы Николаевны в архиве и в отделе кадров управления образования нет.
Прием и увольнение директоров и учителей образовательных учреждений района осуществлялся в отделе кадров управления образования, а личные дела, карточки Т-2 хранились на местах, т.е. в том учреждении куда был принят работник (в Вашем случае это Стеклозаводская средняя школа). В связи с пожаром архива районного отдела образования в 1960г. сохранились книги приказов только с 1961 года.

Поиск по девичьей фамилии Максимовой Серафимы Николаевны по описям архивов Петербурга навел нас на несколько дел в РГИА. Архив по запросу предоставил нам цифровые копии личных дел студентов Максимовой Серафимы Николаевны (4) и Максимовой Екатерины Николаевны (5). Личные дела содержат аттестаты об окончании Оренбургской гимназии в 1912 и 1909 году соответственно; метрические свидетельства; заявления о зачислении Екатерины – на высшие женские политехнические курсы, а Серафимы – на высшие естественно-научные курсы. Так же имеется аттестат об окончании Серафимой Николаевной дополнительного 8го класса в гимназии города Златоуст с присвоением звания домашней учительницы. Интересно, что подписан последний аттестат председателем педагогического совета – Н.Максимовым – отцом ученицы.

Запросы сведений о трудовой биографии старших Максимовых

Запрос в НА республики Татарстан

Добрый день. В аннотации к ГРИА Шифр: Ф. 922 Оп. 1 Д. 334. упоминается ПОМ. ДИРЕКТОРА СЕМИНАРИИ Н.А. МАКСИМОВ. Это упоминание, в сочетании с имеющимися в семье воспоминаниями, дает основания предположить, что мой предок статский советник Николай Андреевич Максимов, в 1905 году имел должность пом.директора в Казанской учительской семинарии. Прошу выявить личное дело и другие документы в соответствующих фондах, которые позволят проверить предположение о должности. По выявленным документам прошу прошу изготовить цифровые копии с качеством 300dpi (при наличии фотоматериалов - для них 600dpi)

В ответ на запрос мы получили скан копии формулярного списка Николая Андреевича Максимова (6) и архивную справку с кратким изложением его содержания:

Следующий запрос позволил уточнить сведения о гимназическом образовании:

Согласно информации в формуляром списке (ф.93.Оп.1.Д.813б.лл.23-29), Николай Андреевич закончил казанский университет в 1877 году. Хотелось бы выявить документы о его поступлении в университет и о его учебе. Особый интерес представляет метрика о рождении и свидетельство об окончании гимназии, которые он должен был предоставить при поступлении. Так же интересны сведения об успеваемости.

Полученный ответ:

Так же направлен запрос в НА Республики Башкирии:

Согласно «списка студентов Казанского университета за 1876-1877 год», Максимов Николай Андреевич 1854 года рождения из оберофицерских детей, православный, окончил Уфимскую гимназию.
Прошу выполнить поиск документов об обучении его в гимназии. Личного дела, списка учеников или иных документов, содержащих биографические сведения.
Кроме того, прошу найти метрическую запись о его крещении. Имена родителей по сохранившимся в семье записям: Андрей Иванович и Мария Павловна

Результат поиска – отрицательный: На запрос о работе Андрея Ивановича ответа от НА РБ пока нет.

Запросы для выяснения биографии отца Татьяны Константиновны

Подписи к фотографиям Константина Николаевича Максимова подтолкнули к гипотезе, что он был морским офицером. Для проверки предположения в РГИА ВМФ был направлен запрос:

Прошу дать указание о поиске информации о Максимове Константине Николаевиче, родившемся 17 июля 1885. Родители: Николай Андреевич и Мария Антоновна. Место рождения — вероятно, Казань. Интересуют его личные дела как гардемарина и о дальнейшей службе. При их обнаружении прошу выполнить цифровое копирование. На одной из имеющихся семейных фотографий он подписан как «гардемарин Костя» (приложено), что дает основания полагать, что он обучался в одном из заведений, чьи фонды хранятся в вашем архиве.

Полученный ответ разрушил гипотезу:

Источником сведений об отце могут быть анкеты и автобиографии самой Татьяны Константиновны. Для получения данных сведений было сформулировано еще 2 запроса:

В ГА РФ (ЦХСФ): согласно описям Ф.А-385.Оп.19.Ед.Хр.9445 содержит дело с заголовком «Максимова Татьяна Константиновна» в фонде верховного совета РСФСР. Прошу выполнить цифровое копирование данного дела о награде родственницы.

Ключевые листы полученной копии ее наградного дела по присвоению звания заслуженного учителя РСФСР (7) приведены в приложении 2.

РГА СПИ: Прошу выполнить поиск и копирование партийно-учетных документов. Максимова Татьяна Константиновна 1919 г.р. умерла в г. Белебей Башкирской АССР в 1983 году.

Учетная карточка из полученных документов (8) – в приложении 3

В полученных комплектах документов наибольший интерес представляет собственноручно написанная Татьяной Константиновной автобиография. Из нее выяснилось, что «отец вступил в 1919 году добровольно в красную армию с батальоном солдат». Других сведений о его биографии пока выявить не удалось.

Поколенная роспись рода Максимовых

Поколенная роспись составлена согласно правилам генеалогических исследований. Представители рода пронумерованы следующим образом: В каждом следующем поколении к номеру отца или матери добавляется через точку номер по порядку ребенка в родительской семье. При этом не все представители рода существенны для данного исследования, поэтому в нумерации имеются пропуски.

Поколение 1

1. Максимов Андрей Иванович. Учитель в народном училище города Стерлитамак. Вышел в отставку в 1882 году в чине титулярного советника.

Поколение 2

1.1. Максимов Николай Андреевич (1854-1926)

Окончил Уфимскую гимназию и в 1877 году физико-математический факультет Казанского Императорского университета. С 1877 по 1906 год. Работал учителем математики в татарской учительской семинарии. Поднялся в должности до заместителя директора учебного заведения и был произведен в чин статского советника. За успехи в педагогической деятельности награжден орденами св. Станислава 3 и 2 степеней и св. Анны 3 и 2 степеней. (4) С 1906 по 1912 работал в Оренбурге На 1913 год – председатель педагогического совета в Златоусте (7) На 1917 год – учитель математики в реальном училище Белебея (1).

Поколение 3

1.1.1. Максимов Владимир Николаевич (1882-1942). Архитектор-художник. Профессионально не занимался педагогической деятельностью, но дал своему сыну Арсению полноценное домашнее образование, позволившее последнему быть главным архитектором Кёнигсберга с 1945 по 1974 год.
1.1.2. Максимов Константин Николаевич (1885-1926), отец Т.К.
1.1.4. Максимова Екатерина Николаевна (1891-1932). Архитектор. 2 года преподавала физику в 9летке города Белебей и спец. предметы в технической школе.
1.1.5. Петрова (Максимова) Серафима Николаевна (1895-1977). Образование: гимназия города Златоуст в 1912 году: получила звание домашней учительницы. Петербург, естественно-научных курсах М.А. Лох-вицкой-Скалон с 1912 по 1917 год (7). С 1938 по 1954 год учитель немецкого языка в школах Красноярского края, Сталинобаде (Душанбе), г. Улан-Уде (10).

Поколение 4

1.1.1.1 Смирнова (Максимова) Ирина Владимировна (1906-1982).
1.1.1.2 Максимова Елена Владимировна (1908-1993). Художник.
1.1.1.3 Максимов Арсений Владимирович (1912-2003). Архитектор - художник.
1.1.1.4 Максимова Злата Владимировна (1918-2003). Член союза художников СССР
1.1.2.1 Максимова Татьяна Константиновна (1919-1983) Училась в школе №1 города Белебей и Башкирском государственном педагогическом институте. С 1941 года работала учителем истории. БГПИ окончила заочно с отличием в 1948 году. Указом президиума верховного совета РСФСР от 11 мая 1963 года Татьяне Константиновне присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» (9) Решением исполкома от 17.12.1981 г. № 25-420, за большие заслуги в экономическом и культурном развитии города и коммунистическом воспитании трудящихся и в связи с 200-летием со дня основания г. Белебея, признана почетным гражданином города. (9)
1.1.4.1 Максимов Никита Константинович (1922-1995)
1.1.5.1 Петров Владимир Леонидович (1924-1990)

Поколение 5

1.1.1.4.1 Смирнова Наталья Константиновна (1938). Окончила Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова. Художник-иллюстратор и преподаватель художественной школы.
1.1.4.1.2 >Максимова Екатерина Никитична (1951) Окончила Московский инженерно-физический институт (МИФИ). 17 лет преподавала в МГТУ им.Баумана компьютерную грамотность для руководящих работников Минвузов союзных республик 20 лет преподавала информатику в колледже. Награждена грамотой Минобразования. Ветеран труда.
1.1.5.1.1 Петров Константин Владимирович (1950)
1.1.5.1.2 >Никитина (Петрова) Елена Владимировна (1957)

Поколение 6

1.1.5.1.1.1 Петров Алексей Константинович (1975)
1.1.5.1.2.1 >Гребнева (Никитина) Нина Сергеевна (1984). С 2017 – учитель английского языка в школе гор. Одинцово. Диплом бакалавра МГИМО получен в 2019 году

Поколение 7

Наше поколение еще молодое и только начинает трудовой путь. Здесь важно не столько уже сделанное, сколько направление устремлений и обучения.
1.1.5.1.1.1.1 >Петрова Мария Алексеевна (1997). Бакалавр, студент 1 курса магистратуры биологического факультета МГУ. Зарабатывает на жизнь репетиторством. По окончании обучения, видит себя биологом-исследователем и преподавателем в ВУЗе
1.1.5.1.1.1.2 >Петрова Елена Алексеевна (1999). Художник. Занимается росписью керамических изделий
1.1.5.1.1.1.3 >Петрова Анна Алексеевна (2001). Студент 3 курса колледжа. Получаю образование по направлению «художник, мастер по металлу, преподаватель» По окончании колледжа собираюсь продолжить образование в педагогическом ВУЗе.

Заключение

Мы исследовали биографии 7 поколений рода Максимовых. В каждом поколении выявлены педагоги. Многие представители рода имеют государственные награды за успехи в педагогической деятельности. С другой стороны, в нашем роду «флаг» учительства не передавался от родителей к детям, а «блуждал» по разным ветвям генеалогического древа.

Таким образом, мы можем утверждать, что учительская династия рода Максимовых имеет место в 7 поколениях в течение последних, как минимум, 170 лет. При этом педагогические таланты выглядят скорее врожденными, чем результатом воспитания в семьях, т.к. учителя, в основном, рождены у родителей, не имеющих педагогического образования.

Попутно мы обнаружили, что в последних 5 поколениях рода Максимовых можно так же увидеть и династию художников.