Сайт семейной истории Петровых

Летопись Пежемской Богоявленской церкви

С официального сайта храма

Книга, данная Благочинным 1 округа Вельскаго уезда, Священником Константином Земляницыным к Пежемской Богоявленской церкви для написания церковной летописи. Июня 23 дня 1915 года.

Благочинный Священник Константин Земляницын.

Летопись Пежемской Богоявленской церкви, Вельскаго уезда, Вологодской епархии.

I. Приходския церкви

При Пежемском Богоявленском приходе, отстоящем от Губернского города Вологды в 415 в., от города Вельска в 22 верстах, к югозападу вверх по течению реки Пежмы, на левом берегу находятся в настоящее время два храма, а в прежнее время было три. Один главный каменный храм во имя Богоявления Господня. Другие два деревянные: первый во имя Святых мученик Флора и Лавра, другой – Святого Священномученика Власия Епископа Севастийскаго и этот последний храм сгорел в 1883 году сентября 12 дня. Кроме указанных еще был приписный храм во имя Вознесения Господня в деревне Савинской, в 10 верстах от погоста, сгоревший во время пожара этой деревни в 1910 году. Каменный храм во имя Богоявления Господня построен в 1806 году, по благословению Феофилакта Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. Деревянные храмы: 1., во имя Святых мученик Флора и Лавра храм построен новый на место ветхаго в 1754 году, по благословению Варсонофия Архиепископа Архангелогородскаго и Холмогорскаго, а храм Священномученика Власия, Епископа Севастийскаго – в 1707 году по благословению Сильвестра Архиепископа Холмогорскаго и Важскаго. Все эти храмы, как прежде, так и до настоящаго времени были приводимы в устройство старанием и усердием самих прихожан.

По какому случаю и когда они получили первоначальное существование не известно, только приход по всем существующим в архиве древним бумагам более именовался Фроловским и самый древний. Рукописное евангелие, хранящееся в церкви и приложенное неизвестным Василием Московским Свезенцом в дом Страстотерпцев Фролу и Лавру и Великомученику Георгию в 1585 году октября 30, приводит к мысли, что храм этот относится к началу второй половины 16 столетия. Это евангелие, по распоряжению Епархиальнаго начальства, отослано в Вологодское древлехранилище.

С течением времени все означенные храмы подвергались от ветхости перестройкам снаружи и внутри и несчастным случаям от бурь и пожаров. В грамоте Архиепископа Сильвестра в 1706 году июля 4 дня, вследствие просимости прихожан церковь во имя Св. Священномученика Власия Епископа Севастийского, пришедшую в совершенную ветхость повелевается сломать и на место ее поставить новую. Тут же делается разрешение поправить церкви – Богоявления Господня и Св. мученик Флора и Лавра.

В граммате Рафаила Архиепископа Холмогорскаго и Важскаго в 1710 году июля 22 дня вследствие ходатайства прихожан о поправке церквей Богоявления Господня и мученик Флора и Лавра «в прошлых давних летех», по словам их, построенных, у которых сгнили крыши, а у Богоявления Господня крест сломило ветреною погодою, - повелевается все поправить, гнилое отнять и заменить новым. Но это повеление Архиепископа Рафаила осуществилось не ранее 1717 года, так как Варнава Архиепископ Холмогорский и Важский в граммате своей повторил граммату предшественника своего Архиепископа Рафаила, принимая в уважение скудость прихожан, по которой у них немного оставалось недостроенным, а также и несчастный случай, бывший при предшественнике в 1710 году и повторившийся во время управления Его епархиею в 1716 году августа 23 дня, когда вторично громом и молниею на Богоявленской церкви крест и главу разбило и разметало, - повелевает окончательно все исправить и привести в надлежащий порядок.

Недолго церковь Богоявления Господня существовала в устроенном положении. В граммате того же Архиепископа Варнавы, данной в 1729 году июля 31 дня, где вместо сгоревших церквей неизвестно отчего во имя Богоявления Господня с приделом Николая Чудотворца и другой теплый в малом здании во имя Великомученика Георгия, повелевается построить новую деревянную церковь одну во имя Богоявления Господня с приделами тех же поименованных святых в одних стенах и до окончательного устройства, согласно с прошением прихожан, построить теплую часовню, ради, как говорится, зимняго времени, чтобы не опустить вечерни, утрени и часов. Но устройство этого храма, разрешение освятить его, доставка антиминсов, окончательно решается грамматою Архиепископа Германа Архангелогородскаго и Холмогорскаго в 1731 году ноября 25 дня. Тут же благословляется отстройка осьмерика над церквию Богоявления Господня и освящение его во имя Св. Живоначальной Троицы.

Церковь Флора и Лавра уцелевшая от пожара, приходила уже в такую ветхость, что отправление в ней церковных служб положительно было невозможно. Желание прихожан сделать новую церковь, деревянную и теплую, во имя тех же мучеников Флора и Лавра, о чем просили они Архиепископа Варсонофия Архангелогородскаго и Холмогорскаго, который и послал им благословенную граммату, по их желанию в 1750 году октября 27 дня осуществилось вполне через год. Прихожане послали нарочнаго с так называемым «верюющим письмом» просить Преосвященного Варсонофия оставить ее холодною, присовокупив, что в Богоявленской церкви в недавних годех построенной с трапезою теплою, они намерены скласть другую печь и получили позволение на том же верующем письме.

С 1731 года по 1804 год неизвестно какия произведены были постройки при Богоявленской церкви. В означенный же 1804 год октября 13 дня был сделан подряд на постройку каменной церкви, вместо деревянной во имя Богоявления Господня, и начатая строиться в 1805 году с 15 мая, окончена и освящена в 1806 году, по благословению Феофилакта Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. К ней в 1834 году приделана была каменная колокольня по благословению Стефана Епископа Вологодскаго и Устюжскаго.

В 1828 году церковь во имя Флора и Лавра была перекрыта, подведен был новый фундамент и срублены были новые рундуки, через тридцать четыре года снова переделанная внутри и опушенная снаружи освящена была в 1863 году октября 14-го по благословению Христофора Епископа Вологодскаго и Устюжскаго.

В 1841 году гроза, разразившаяся над церковию Богоявления Господня, повредила в ней все четыре престола. Вследствие чего в том же году ноября 26 дня придел Св. великомученика Георгия в теплой церкви, по правую сторону, исправлен и освящен по благословению Иннокентия Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. Придел по левую сторону во имя Святителя Николая Чудотворца устроен и освящен по благословению Святейшаго правительствующаго Синода и Преосвященнаго Иннокентия Епископа Вологодскаго и Устюжскаго в 1848 году января 7 дня. Главный придел в холодной церкви Богоявления Господня устроен в 1848 году октября 25 дня по благословению Евлампия Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. В верхнем этаже придел во имя Св. Живоначальной Троицы устроен и освящен в 1858 году октября 6 дня.

В 1821 году Апреля 26 дня произведен был договор на ломку белаго плятнику для полов в Богоявленском храме с приделами, а в 1828 году ноября 5 – на отеску плит и работа начатая Декабря 18 окончена в следующем 1829 году Апреля 7 дня. В 1824 году Августа 31 произведен договор в главном вновь устроенном столярном иконостасе сделать резьбу, вызолотить и выкрасить. Работа начатая в октябре, окончена в 1825 году.

В 1871 году в мае месяце начата постройка новой каменной ограды.
По преданию достойно замечания на будущее время при сем то, что проселочная дорога, ведущая вдоль старой церковной ограды от севера на юг, которая в нескольких саженях, недоходя до деревянной Власиевской церкви изгибом своим сворачивала на юго-восток, рвом вышиною при подошве горы сажени две – завалена силою прихожан и приведена в гладкую равнину, на которой и расположен юго-западный угол новой ограды. Новая же дорога проложена подле лицевой стороны ограды без всякого поворота до юго-западной башни, от которой выкопан новый ров не меньше прежняго.

Начатая постройка церковной ограды в 1871 году, приведена к концу в 1873 году и 23 сентября сего года было совершено освящение оной.

В 1874 году с 25 на 26 число февраля месяца повредило железный крест, более 2 арш. Высоты, на колокольне каменной Богоявленской церкви сильным порывом ветра согнуло углом, так что верхний конец креста стал на одну точку высоты с пятой его и только цепи, которыми крест был прикреплен к главе шпица, удержали его от падения на церковь. Резолюцией преосвященного Павла, Викария Вологодской епархии разрешено поправить крест. Одновременно с разрешением креста на колокольне, тем же указом разрешено было привести в приличный вид почерневший от времени иконостас в приделе Св. Великомученика Георгия, каковый перезолочен червонным золотом и окрашен кармином. По перезолочении Георгиевского иконостаса оказалась настоятельная необходимость перезолотить для благообразия и соседний Никольский иконостас. Оба иконостаса освящены в 1874 году.

В сем году иждивением прихожан заведено несколько медных посеребренных риз на местныя иконы в приходския церкви. Таковы:

Все эти ризы работал в нашем приходе Вельский мещанин Михаил Лукьянов Решетников, за исключением риз на иконы Спасителя и Божией Матери в Георгиевском приделе, каковыя работал в Тавреньге Каргопольский мещанин Окунев.

В 1878 году приобретен покупкою для церкви у Владимирского торговца Захарова серебряный 84 пробы потир с прибором, под золотом, весом 5ф.5з. (с прибором) п о 53 коп. за золотник, уплачено 257 руб. 5 коп.

Большое, облаченное малиновым бархатом евангелие, отделано Вельским мещанином Решетниковым в медную-чеканную-золоченую крышку, уплачено 68 рублей.

Летом сего года штукатурка на колокольне при церкви оказалась окончательно объехавшей, посему попечительством было постановлено пригласить местных мастеров для торгов на поправку штукатурки. На торгах подряд остался за крестьянами своего прихода – деревни Чечеткины Михаилом Сухондяевым, деревни Фильтюевской Григорием Горбуновым и деревни Петраковы Корнилием Церковниковым за сто рублей с тем условием, что если в течение 3 лет в работе окажется что либо непрочным, то означенные подрядчики письменно обязываются поправить свою работу без всякого вознаграждения.

В сем же году произведена была окраска белилами Флоровской церкви Вологодским мещанином Василием Пристеновым, при казенных материалах, за пятьдесят руб.

В 1879 году – столбы, поддерживающие своды теплой церкви расписаны живописью. На правом столбе – с восточной стороны Св. Великомученик Георгий, с южной Св. Алексий человек Божий и преподобный Феодосий Тотемский чудотворец, с западной Св.муч. Флор и Лавр, с северной Св. Модест и Свм. Власий; на левом столбе – с восточной Св. Николай Чудотворец, с южной - Зосима и Савватий Соловецкие чудотворцы, с западной Св. Великом. Екатерина и Варвара и северной Воскрешение Лазаря. Работа произведена крестьянином Иваном Гурьяновским. Им же написано 4 клейма в алтаре Богоявленской церкви – над престолом – Господь в трех ипостасях, на горнем месте – Тайная вечеря, пред жертвенником – Рождество Христово и в правом простенке – положение во гроб Спасителя.

В конце Декабря сего года причт и члены церковно-приходского попечительства входили к Его Преосвященству с прошением о дозволении произвести некоторыя капитальныя поправки в храм священномученика Власия Епископа Севастийскаго на счет сумм попечительства. При двух существующих, хорошо устроенных ранее церквах, устройство третьяго, казалось бы излишним, но побудительной причиной к поновлению Власиевскаго храма, было между прочим то, что пожертвованиями на это храм, ремонтируются почти все церкви Пежемскаго прихода, так как в четвертое Воскресенье после Флорова дня, в какое число не привелось бы это Воскресенье, прихожанами чтутся память освящения этого храма и поэтому случаю приводится живьем много скота, преимущественно овец и телят, а также немало скоромного масла, овчины и овчажьей шерсти, всего приблизительно на 130 рублей. – На означенное прошение из Духовной Консистории получен разрешительный указ от 4 января 1880 года за №15, выписываемый дословно: "Указ Его Императорскаго Величества, Самодержца Всероссийскаго из Вологодской Духовной Консистории, Благочинному Вельскаго уезда, Священнику Ракульской Михайло – Архангельской церкви Иоанну Мальцеву. По указу Его Императорскаго Величества, Вологодская Духовная Консистория слушали: прошение прихожан приходского попечительства Пежемской Богоявленской церкви о разрешении им на суммы церковно-приходского попечительства перебрать полы и накаты в деревянной церкви Священномуч. Власия Епископа Севастийскаго, с снятием Св. престола, устроить на ней новую крышу, опушить тесом и окрасить. С утверждения Его Преосвященства приказали: прописанныя ремонтные исправления, необходимость которых засвидетельствована Вами, разрешить на средства церковно-приходского попечительства без расходования церковных сумм, и с тем, чтобы об освящении обновленнаго храма своевременно было испрошено разрешение Его Преосвященства. Января 4 дня 1880 года. №15". Подлинный подписали: Член Консистории Священник Николай Лавдовский. Секретарь Евграф Чурин. За Столоначал. Макс. Попов. В силу вышепрописаннаго указа, в присутствии Благочиннаго, 15 февраля, произведены были торги на поправку Власиевского храма. Подряд остался за крестьянином своего прихода Василием Викторовым Частоступовым за 300 рублей.

Разрешенная поправка Власиевской церкви в сентябре месяце 1880 года приведена к совершенному окончанию. Поправка церкви состояла в следующем: выравнен весь фундамент под средними и наружными стенами, снаружи опушена вся тесом и покрыта железом. Скован новый крест и вызолочен червонным золотом, глава по железу выкрашена кобальтом и обита железными золочеными звездами. Внешния стены церкви выкрашены белилами, а железная крыша на паперти, фронтонах и куполе на церкви и крыльце – медянкой. Приделано новое тесовое крыльцо на столбах. Из паперти в церковь стена выпилена аркой и подпушена тесом. На место гладкого потолка – в алтаре, церкви и паперти сделаны на дугах тесовые своды. Полы во всей церкви перебраны. Внутренность церкви, снизу, в рост человека оклеена холстом и по нем сверху до пола – бумагой и выкрашена синим цветом, своды в алтаре и церкви обиты золочеными, картонными звездами. Иконостас вызолочен снова и иконы поновлены. В придельном помещении паперти сделан новый иконостас, с иконами, резьбой и позолотой новыми. Вся поправка Власиевской церкви с материалом и рабочими стоит до 1800 рублей. Означенная сумма составилась из добровольных пожертвований своих прихожан, без всякой посторонней помощи. Во внимание к хорошему поведению подрядчика, к добросовестно выполненной работе и особенно принимая во внимание низкую цену 300 руб. ( начальная при торгах 2000 руб.), он подрядчик Василий Частоступов приглашен был прихожанами зща добровольным сбором пожертвований рожью, ячменем, овсом, овчажьей шерстью и льном. Во все производство работы при поправке Власиевской церкви члены церковно-приходского попечительства, под руководством Председателя, оказали живое участие не жалея ни времени ни своих сил.

14 сентября 1881 года на устроенную церковь был поднят железный, золоченый крест при многолюдном стечении народа.

12 октября сего года, по благословению Преосвященнейшаго Феодосия, Епископа Вологодскаго и Тотемскаго, местным Благочинным Священником Ракульской Михайло – Архангельской церкви Иоанном Мальцевым было совершено торжественное освящение храма на старом Св. антиминсе. При освящении , кроме местных священников, в литургийном служении участвовал только Священник Хозьминской Благовещенской церкви Петр Спасский. Раннюю литургию служил Священник Устькулойской Благовещенской церкви Алексей Кириллов.

1883 года 12 сентября совершилось ужасно прискорбное событие для Пежемскаго населения.:
В 5½ часов утра церковный сторож солдат Александр Васильевский заметил дым, выходящий из под северо-восточного фронтона деревянной Власиевской церкви и тот час же дал знать. Когда немедленно была отперта церковь, то в нее небыло никакой возможности войти от чернаго дыма, наполнившаго всю церковь, нельзя было различить – где стена, где оконная рама, и огня небыло видно. Сначала предположили, что пожар начался в котором либо из трех подвалов, то и выломали двери бревнами, но огня и тут не было, а такой же точно дым, как и в церкви. Когда же оборвали опушку, повыше цоколя, под самой церковию, куда человек не мог проникнуть никогда, то в прогоревший паз увидели, что все стены объяты пламенем.

Все поняли тогда, что пожар начался под самою церковию и отстоять ее при помощи гадких огнегасительных снарядах не было возможности. Бросились в окно алтаря спасать хотя напрестольныя вещи, но и там был такой же черный дым, поэтому ощупью, затаив дыхание, успели спасти все, что было на престоле и жертвеннике. Более вынести ничего не могли – в 4 часа вся церковь сгорела до основания со всем имуществом. Сгорела часть лучшей ризницы, несколько богослужебных книг, серебряное кадило, серебряная чарка для подаяния соединений и теплоты. Кроме того сгорело 36 икон и вся резьба только что вызолоченная для иконостаса Богоявленской церкви. Убытка понесено, по приблизительному исчислению, на 6 тысяч рублей.

Несчастье не окончилось одною церковию. Близ сгоревшей в 10 саж. находилась другая деревянная же Флоро-Лаврская церковь; на таком близком расстоянии и эта церковь подверглась страшной опасности и только благодаря пожарной трубе, привезенной из Волостного Правления и маленькому гидропульту из училища – церковь могла уцелеть. Но и при всем этом загорелся купол; минут 10 – не осталось бы следа и этой церкви. В такое поистине ужасно опасное время Господь помог 70-ти летнему старцу, крестьянину Михайлу Григориевичу Сухондяеву без всякой лестницы взобраться с четверика на самый купол и подаваемой ведрами водой он стал то заливать, то загоревшие части отрубать и таким образом сгорела только одна осьмица купола. При такой очевидной опасности, причт бросился в каменную церковь выносить и оттуда все Святое и ценное, народ разломал весь иконостас Флоро – Лаврской церкви, а при этом повредили и самый престол.

Летом 1884 года произведены были следующия работы по устройству церквей:

В октябре сего года, по благословению Преосвященного Израиля, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго, поврежденный, при пожаре Власиевской ц., престол в храме Св. муч. Флора и Лавра освящен местным Благочинным Настоятелем сей церкви Священником Алексеем Кирилловым. На освящение храма собрались весьма много Богомольцев не смотря на дурную погоду и проливной дождь. Позднюю литургию совершал Благочинный Священник Алексей Кириллов в сослужении Настоятеля Ракульской Мих. Архангельской церкви Священника Иоанна Мальцева, местнаго Священника Николая Левитскаго и настоятеля Ростовской Вознесенской церкви Священника Константина Земляницына.

В 1885 году – купол и фронтоны Флоровской церкви покрыты новым железом и выкрашены. Каменная церковь отбелена и раскрашена заново. 

В 1887 году церковно-приходское попечительство в полном своем составе, в присутствии Благочиннаго Священника Вельскаго Троицкаго Собора Николая Следникова и приходских людей, вместо пр. сгоревшей деревянной Власиевской церкви предположили устроить новую каменную церковь в память Священномученика Власия Епископа Севастийскаго и тогда же желание обосновали постановлением. Прихожане же сей церкви собрали мирской сельский сход, на котором постановили собирать по 30 коп. с ревизской души с настоящаго времени впредь до окончательнаго устройства церкви.

В начале 1888 года заключены два условия попечительством и прихожанами Пежемской Богоявленской церкви:

Подряд вышеуказанными мастерами выполнен добросовестно и, с согласия прихожан, местным попечительством кирпич в количестве 100 тысяч позднею осенью сего года свален на место. Снова заключено условие с теми же мастерами на выделку 100 тысяч кирпича в 1889 г.

В течение сего года местным попечительством перекрыта – из лемеховой сделана железная крыша на купол колокольни и покрашена. Тогда же подведены под все фронтоны колокольни новые карнизы и все фронтоны перекрыты новым железом.
В 1990 году на счет попечительских сумм сделаны Верховажским мещанином Наумовым на колокольню железныя решетки.

В 1891 году в теплой каменной церкви произведена была вновь отделка сводов и стен.

В 1892 году крестьянином Николаем Гмызиным была перекрыта и окрашена крыша главнаго Богоявленскаго храма и поправлена церковная ограда со Св. воротами, вновь отбелена и выкрашена.

В ноябре месяце сего года было собрание прихожан во Св. храме для совместнаго с приходским причтом разсуждения о некоторых вопросах касательно благоустройства церкви. Решено на общем совете:

В 1893 году на алтаре и рундуке деревянной Флоро – Лаврской церкви, вместо деревянных устроены новыя железныя крыши и выкрашены; перекрашен также и главный купол сей церкви с главою, которая покрыта звездами.

В сем году Октября 3 дня – молебствие и закладины приписной Савинской Вознесенской ц.

В 1894 году на прошение местнаго причта и церковнаго старосты получен из Вологодской Духовной Консистории указ с резолюцией Его Преосвященства: « Ремонт деревяннаго храма во имя Св. муч. Флора и Лавра на средства церковно-приходского попечительства разрешается». Поэтому в мае месяце Верховажским мещанином Наумовым ветхая крыша деревянной церкви заменена железною и выкрашена, ремонтирована внутренность сего храма новою окраскою и позолотою, царския двери устроены новой вырезки в более высоком размере и вызолочены, а осьмерик храма, взамен тесу, обит холстом и отбелен.

Попечительство приходской церкви заключило условие с Тотемским мещанином Иваном Павловым Кузнецовым верхнюю внутреннюю часть деревяннаго во имя Св. мучеников Флора и Лавра храма украсить живописью и именно: в самом куполе написать Сошествие Св. Духа на Апостолов, ниже в осьмерике сем клеем, по 2 лица в каждом, местночтимых Святых и еще ниже в угловых откосах – четырех евангелистов и все клейма обвести приличною уборкою.

24 ноября сего года, по Архипастырскому благословению Его Преосвященства Антония, Епископа Вологодскаго и Тотемскаго, освящен приписной храм Вознесения Господня в селении Савинская, устроенный из часовни жителями сего селения, - местным Благочинным Священником Вельскаго Троицкаго Собора Николаем Следниковым в соучастии Священников местной церкви Феодора Кириллова и Николая Левитскаго, Устьподюжской Успенской церкви Константина Комарова и Ростовской Вознесенской церкви Константина Земляницына.

В 1895 году июля 13 дня Губернский Архитектор г. Ремер, командированный строительным Отделением Вологодскаго Правления для осмотра повреждений местной Богоявленской церкви и колокольни, обозревал сии здания и нашел, что первая (церковь) значительных повреждений не имеет, а вторая (колокольня), вследствие недостаточно прочнаго сложения и уклонения от плана во многих местах здания, давшая очень значительныя трещины, никаким способом исправлена быть не может и должна быть разобрана до основания, о чем тогда же Г. Ремер и составлен акт за подписом как его, так и присутствовавших при освидетельствовании церкви – местнаго причта, церковнаго старосты, Земскаго начальника и членов приходскаго попечительства.

Июля 23 дня получен указ Вологодской Духовной Консистории вместе с актом повреждений осмотра нашей каменной церкви и колокольни, составленным Губернским Инженером Ремерь; указом предписано причту и старосте поступить во всем согласно указанному акту. Поэтому причтом и церковным старостою, на предмет разборки колокольни, объявлены были торги, с коих и взял сии работы известный подрядчик, крестьянин Спасо – Боровинскаго прихода Николай Петров Шамин за 400 рублей. Сняты и опущены были колокола колокольным мастером Дмитрием Яковлевым и с 22 Августа, по совершении молебствия, с благословения Божия, приступлено к работам.

В 1896 году вновь произведена отделка всех сводов каменнаго Богоявленскаго храма мастером Николаем Гмызиным; в деревянной же Св. муч. Флора и Лавра церкви, по подряду с позолотчиком мещанином Пристеновым, выкрашены полы, двери из притвора в церковь заменены широкою аркою, потолок в притворе перебран и вместе с стенами обит холстом и выкрашен под вид самой церкви, в прирубленном к притвору крыльце – потолок, стены, пол и лестница также выкрашены. В Декабре месяце сего года получены планы на новую колокольню и надкладку 2 го этажа церкви с разрешением начатия работ.

В 1897 году марта 2 дня вследствие разрешения Епархиального Начальства на сооружение новой каменной колокольни и надкладку верхняго этажа церкви, назначены были торги, на которые и явились два подрядчика – крестьяне Спасо-Боровинскаго прихода Николай Петров Шамин и Евгений Феодоров Полежаев. 5 марта была переторжка и подряд вышеозначенных работ взял Шамин за 5200 рублей.

По приглашению церковно-приходскаго попечительства для осмотра грунта земли под новосозидаемую колокольню, проездом из г. Вельска, находился при нашей церкви Вологодский Губернский Инженер Николай Савелов Пухлов. С сего времени начаты работы по устройству колокольни Подрядчиком Шаминым и к октябрю месяцу устроен фундамент (3½ арш. глуб.) из плотнаго камня со штебнем и заливкою каждаго ряда известковым раствором. 10 октября 12 дня совершено торжество закладин каменной колокольни. Накануне сего совершено всенощное бдение соборно местными священнослужителями в сослужении Священника Ростовской Вознесенской церкви К. Земляницына. В самый праздник раннюю литургию совершал Священник Николай Левитский, - позднюю – Священник Феодор Кириллов. Молебствие не месте колокольнаго фундамента, с освящением воды и окроплением четырех кирпичных крестов, тогда же выкладенных на углах имеющей быть колокольни, при крестном ходе и вокруг церкви совершено соборно означенными лицами. По произведенной заблаговременно повестке о сем, народное собрание было очень значительное.

В 1898 году с 28 Апреля – начало клажи колокольни Подрядчиком Шаминым. В мае месяце Губернский Инженер Николай Пухлов, проездом из г. Вельска, осматривал строющуюся при сей церкви колокольню.

В сем году в мае месяце – Вельский Уездный исправник, по поручению Губернскаго Начальства, вследствие несогласия прихожан сей церкви, вновь осматривал, вместе с уездным Вельским Врачем Соловьевым, отведенное уже и утвержденное за рекою Пежмою место для кладбища и в другом месте – на сей стороне реки – за деревнею Кожинскою и нашел первую местность во всех отношениях удобною для приходского кладбища, о чем и составлен был акт.

Июля 12 дня в Воскресенье был совершен, по литургии, крестный ход на вновь утвержденное приходское кладбище за рекою Пежмою, на земле крестьян деревни Климшинской, где отслужен местным причтом с водосвятием молебен и освященною водою окроплена кругом местность для кладбища и поставлен среди оной Св. крест. С сего времени умерших начали погребать на новое кладбище.

В сентябре месяце закончены работы по кладке колокольни, доведенные до 2 яруса.

В ноябре месяце, при собрании в церкви народа и членов приходского попечительства, в присутствии местнаго причта, состоялся подряд на устройство 35 железных решеток в окна деревянной Флоро-Лаврской церкви, взятый крестьянином Дьячковым за 175 руб. из своего материала. 

В 1900 году кладка колокольни доведена до 4 яруса и осмотрена Епархиальным Архитектором.

В 1901 году марта 12 дня получена смета месным материалам, необходимым при расширении храма и постройки вновь колокольни при сей церкви, разсмотренная Строительным отделением Вологодскаго Губернскаго Правления и, за сделанными в ней изменениями, утверждена по протоколу от 18 сентября 1899 года за № 261м в количестве 2018 дерев безпошлинно. Лесным Департаментом разрешено указанное в смете количество лесных материалов для церковной постройки. Июля 3 дня получен указ Вологодской Духовной Консистории от 4 июня сего года за № 4354 о разрешении окраски кумбалов на церквах Богоявления Господня и Св. муч. Флора и Лавра на 150 рублей, каковая работа и произведена в сем году.

В 1902 году, на основании указа Духовной Консистории от 14 июня за №4455, произведена окраска наружных стен храма Св. муч. Флора и Лавра с употреблением на сей предмет 300 руб. церковных сумм.

В сем году постройка колокольни произведена до звона и закрыта, на время, каменная клажа. Наблюдение за работой колокольни взял Губернский Инженер Владимир Аркадьевич Альберти.

В 1903 году указом Духовной Консистории за №3306 разрешено церковно-приходскому попечительству взять взаимообразно из церковных сумм на постройку колокольни 1000 руб., хранящихся в Вологодском отделении Государственного Банка в 10 свидетельствах 4% ренты. В сем году вчерне закончена постройка каменной колокольни, подняты колокола и Св. крест.

В 1904 году указом Духовной Консистории за №5973 разрешено церковно-приходскому попечительству взять взаимообразно из церковных сумм на штукатурку колокольни 700 рублей с условием уплачивать каждогодно по 50 рублей.
В сем году произведена штукатурка стен вновь устроенной колокольни.
Устройство храма, согласно утвержденному проекту Инженера Ивана Павлова от 3 Декабря 1896 года за №169, совершенно остановилось вследствие недостатка средств для предстоящей работы.

В 1908 году церковно-приходское попечительство занято было решением вопроса: нужен ли для нас второй этаж при условии опускания наката в Богоявленском храме, согласно утвержденному проекту? Согласно ли будет со здравым смыслом и требованиями гигиены опускать накат, когда во время большого стечения молящихся, при настоящей высоте храма, задыхаемся? Постановили: Вызвать Губернскаго Инженера для совместного с прихожанами обсуждения предстоящаго капитальнаго ремонта храма.

Указом Духовной Консистории от 20 ноября с/г за № 9284 разрешено устройство часовни в деревне Притыкинской.

На основании своего постановления попечительство местной церкви для обсуждения предстоящаго ремонта храма вызвало в 1909 году Февраля 15 дня Губернскаго Инженера Владимира Аркадьевича Альберти, который, в присутствии попечительства, разсматривал утвержденный проэкт на устройство 2 этажа храма и по внимательном сличении его с натурою храма, выяснил при собрании прихожан следующее: выполнение постройки 2 этажа храма, по утвержденному проекту от 3 декабря 1896 года за №169 совершенно невозможно, так как при постройке двухэтажнаго храма, при соблюдении утвержденнаго проэкта, надлежало бы приступить прежде накладки стен к укреплению с перекладкою почти наполовину существующих сводов и подпружных арок, а затем к подкреплению стен, закладкою снаружи 8 пилястр контрфорсов, с приложением в подлежащих местах парных связей; затрачивая на подобное сооружение верхняго храма с укреплением стен и сводов нижняго почти до 11 тысяч рублей по приблизительному исчислению, приход в конце концов будет иметь два низких храма, а именно: нижний в 6 арш. 10 верш. и верхний в 5 ½ аршин, а следовательно затратить деньги почти нерационально, так как обе церкви будут весьма низки и при скоплении народа, в виду отсутствия надлежащей вентиляции, будет сильная течь со стен и сырость, что наблюдается и ныне; а в виду значительнаго груза от скопления молящихся в верхней церкви и незначительной глубины заложения фундамента, нельзя ручаться в будущем, что не появятся повреждения как в стенах, так и в сводах. По заявлению членов приходскаго попечительства Пежемской церкви, при осмотре Инженером Альберти сводов была обнаружена в стене щель сверху до низу и доходящая до половины свода, каковое обстоятельство при сооружении двухэтажной церкви грозит опасностию. Посему предложено было прихожанам пересоставить проэкт на одноэтажный двухсветный при условии поднятия стен против существующих на 3 ½ арш., т.е. до уровня средняго карниза Богоявленскаго придела и поднятием существующих сводов на ту же высоту, чтобы высота в устраиваемом храме была 9 ¼ арш. От пола, который и поднять против существующаго на 18 верш. Потолочные накаты Богоявленскаго придела опустить и пробить 3 арочных проема, а именно 2и при удлинении храма за счет паперти, с переделкою лотков, в боковых смежных с папертию сводиках, а 3 присоединением с Богоявленским приделом, с прибавлением в ширину на 3 арш. и в вышину на 3 арш.15 верш. Наконец с обращением двух входных в паперти дверей в окна, - вновь пробить под колокольней в паперти дверей напротив западных входных дверей.

На предложение Инженера Альберти пересоставить проэкт на одноэтажный двухсветный храм оказалось согласным большинство 46 против 36 прихожан, присутствовавших на собрании. И в том же году, на основании архитекторскаго акта осмотра храма 14-15 февраля, дано было разрешение Епархиальным Начальством устройства двухсветнаго храмаю Получен проэкт Инженера Альберти, утвержденный строительным Отделением, пояснительная записка и смета на строительные материалы. Оставалось только приниматься за самую работу; но нашлись люди, которые начали агитировать в среде прихожан против устройства двухсветнаго храма и работа, таким образом, стеснена была 2 ½ года. Причт, церковный Староста и церковно-приходское попечительство находя неудобным начинать работу при противодействии со стороны прихожан, вошли с объяснением в Духовную Консисторию о положении дела с просьбой устроить храм двухэтажным. Духовная Консистория усматривая соображения, выраженные в акте осмотра Инженера Альберти основательными и целесообразными, отклонила ходатайство и указом от 10 Апреля 1912 года за №3353 решительно предписала производить устройство храма по вновь утвержденному проекту. В ближайший Воскресный день собраны были прихожане и прочтен был им указ Консистории с предложением – согласны ли на предписание Епарх. Начальства? Все единодушно сказали, что желаем и, с благословения Божия, будем производить работу.

В виду того, что необходимо неотложно ранней весной производить устройство двухсветнаго храма, так как употребленный капитал на покупку извести 1912 года Апреля 2 дня в количестве 247 рублей может оказаться затраченным непроизводительно, вследствие порчи самой извести, то приходское попечительство, нежелая вооружать крестьян, частию настроенных оппозиционно, старается энергично приступить к работе в указанное время, а для этого, не теряя времени, постановило вызвать для оценки предстоящей работы местнаго подрядчика Пешкова, который назначил 6500 рублей; чрез малый промежуток времени сделаны торги и подряд взял Пешков за 6399 рублей.

В 1913 году Апреля 22 дня заключен контракт с подрядчиком у Вельскаго Нотариуса, который выписываю дословно:

"Г. Вельск. Тысяча девятьсот тринадцатого года Апреля двадцать второго дня мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны уполномоченный причтом и староста Пежемской Богоявленской церкви Вельскаго уезда, член приходскаго попечительства Пежемской церкви, Волостной старшина Никифоровскаго волостного правления, Вельскаго уезда, Никифоровской волости, деревни Шелюбинская Иван Михайлов Баландин, действующий на основании Указа Вологодской Духовной Консистории от 10 Апреля 1913 года за №3798, и с другой крестьянин Вельскаго уезда, Усть-Вельской волости, деревни Заозерье, Нестюковская тож Алексей Андреев Пешков заключили настоящий договор, на основании кондиции приходскаго попечительства Богоявленской Пежемской на расширение каменнаго храма Богоявленской Пежемской церкви, Вельскаго уезда, в связи с поднятием каменных стен его для втораго света, утвержденный определением Вологодскаго Епархиальнаго Начальства 10 апреля 1913 года, в нижеследующем: Я, Алексей Андреев Пешков должен исполнить указанные в кондиции, нижеследующия работы и условия, а именно:

Согласно контракту постройка двухсветнаго храма началась с 30 Апреля 1913 года и окончена в последних числах октября месяца. По благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Александра, Епископа Вологодскаго и Тотемскаго освящен главный храм во имя Богоявления Господня 4 ноября 1913 года, при многочисленном количестве молящихся местным Благочинным Священником сей церкви Константином Земляницыным в соучастии Священников Александра Голубцова, Заручевской Воскресенской церкви Евгения Соболева, Устькулойской Благовещенской церкви Петра Голубцова, Ростовской Вознесенской - Александра Кириллова, Никифоровской Богородской Иоанна Гурьева, Пакшеньгской Покровской – Клавдия Булыгина и заштатнаго Феодора Кириллова.

Придельный храм во имя Живоначальной Троицы освящен, по благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Александра, Епископа Вологодскаго и Тотемскаго, при многочисленном стечении молящихся 3 февраля 1914 года местным Благочинным Священником сей церкви Константином Земляницыным в соучастии Священников местной церкви Александра Голубцова, Заручевской Воскресенской церкви Евгения Соболева, Никифоровской Богородской Иоанна Гурьева, Устькулойской Благовещенской церкви Петра Голубцова и заштатнаго Феодора Кириллова.

Придельный храм в честь Святителя Николая, Архиепископа Мирликийскаго и Священномученика Власия, по благословению того же Преосвященнаго, освящен 24 октября 1914 года Благочинным Священником Константином Земляницыным в сослужении Священников Александра Голубцова, Иоанна Гурьева и Феодора Кириллова.

II. Архив церковный и библиотека.

А) Метрические книги

Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших сохранились с 1779 года по настоящий 1919 год в целости и хронологическом порядке. По 1783 год велись записи в такой форме:

Заглавие на второй странице – "Книга Епархии Преосвященнаго Вениамина Епископа Архангелогородскаго и Холмогорскаго Устьянской Пежемской Верховской волости Богоявленской церкви Священников Василия Савинова и Ивана Васильевскаго с причетники, о приходских людях, на три части – кто и когда родился, браками венчались и померли и сверх того, о нижеследующих о том показаниях. Января 1 дня 1779 года". Делится запись акта на 2 части: "число" и "часть первая о рождающихся". Запись самаго акта: "12 января родилась деревни Василистовской у черносошнаго крестьянина Петра Рудакова дочь Татиана, оной младенец крещен того же января 20 дня Священником Иваном Васильевским, в церкви, восприемница была тоя ж деревни Ивана Елисеева жена Евфросинья". Ни № по порядку, ни подписи совершения таинства под каждым актом, а равно и в конце года не имеется до 1784 года. Для ведения метрических книг с указаннаго года в начале метрической книги прилагается следующая инструкция:

Дана из Архангелогородской духовной Преосвященнаго Вениамина, Епископа Архангелогородскаго и Холмогорскаго Консистории Вельской округи Пежемскаго Верховскаго прихода священникам Василию Савинову и Ивану Васильевскому с причетниками для записки в настоящем 1784 году рождающихся, браками сочетавающихся и умирающих, которую записку чинить на три части, в первой части писать о рождающихся таким образом:

В 2й части писать о бракосочетавающихся таким образом:

В 3 части писать о умирающих так:

Декабря 16 дня 1783 года
Ключарь Священник Адриан Ельминов.

Метрическия книги с 1784 года, согласно данной Инструкции несколько видоизменяются: разделяются уже на три части: 1. №№ мужеска и женска пола, 2. месяц и число ( как бы составляющие одну часть), 3. Родители и имя младенца и 4.) Совершители таинства и восприемники. Велись записи в такой форме: "Часть первая. Метрики о родившихся за 1784 год. Под №1 – 1 января – деревни Притыкины у черносошнаго крестьянина Алексия Кладовикова родился сын, имя наречено Петр; крещен в церкви Священником Васильевским Января 4 дня, при крещении восприемником был Ростовскаго прихода крестьянин Стефан Васильев Миронов, а восприемницы не имелось".

О бракосочетавшихся записи велись по такой форме: "Часть вторая о бракосочетавающихся. 1779 года Февраля 6 дня – венчан деревни Чуркинской дворцовой крестьянин Иван Андреев Лобанов с девицей Пежемской волости Никифоровскаго прихода черносошнаго крестьянина Анисима Шурухина дочерью Марией первым браком Священником Василием Савиновым. Пред венчанием о женихе и его намерении объявлено было за неделю и надлежащий обыск чинен был поручителями, подписались по женихе тояж деревни Григорий Поскотиной, Алексей Лобанов, по невесте Никифоровскаго прихода Семен Хамталин да Верховскаго приходу Иван Семенов Попов, при том венчании церковные приемники были Дьячек Алексей Савинов и Пономарь Семен Савинов (в одной статье)". Никаких подписей причта неимеется.

С 1784 года записи велись согласно инструкции.

В книге обысковой находим такие записи: "1798 года января 17 дня жениться Вельской округи Пежемской Верховской волости деревни Савинской дворцовой крестьянин Григорий Степанов Онучин, принимает он себе в супружество Хозьминскаго прихода деревни Кишаромской черносошнаго крестьянина Петра Алексеева Кондратова дочь девицу Марфу по которых означенных женихе и невесте мы нижеподписавшиеся обязуемся в правде истинной по христианской совести, в том что в брак вступают веры православновосточнаго греческаго исповедания и оба первым браком, такожде родства, кумовства свойства и креснаго Братства и никакова правильнаго препятствия к супружеству возбраняющаго между ими не обретается, жениху от роду двадцать два года, а невесте двадцать один год; а ежели мы нижеподписавшиеся поручители сказали что про сочетавающихся ложно и извышереченных запретительных причин или сверх сего явяться ж какие противности и за то нам, нижеподписавшимся поручителям, за лживое и клятвопреступное наше крестное целование учинить, как правила Св. отец и Его Императорскаго Величества указы повелевают.

По вышеписанном женихе Григории Онучине порукою был и крест Господень по правде целовал тоя ж волости крестьянин Иван Лукин Онучин, в том по его прошению Богоявленской церкви Диакон Яков Чумков руку приложил.

По вышеписанной невесте Марфе Кондратовой порукою были и крест Господень по правде целовали тоя же волости Яков Кондратов, Адриан Чернов, по прошению их пежемскаго прихода Богоявленской церкви Дьячек Яков Савинов руку приложил".

Отсюда следует, что поручители пред браковенчанием принимали присягу, так как "они целовали крест Господень по правде"; но в какой форме изложена была предбрачная присяга, в архиве данных не сохранилось.

Метрическия записи об умерших велись в самой канонической форме: "1779 года Января 5 дня Деревни Пеганова Черносошнаго крестьянина Ивана Назарова жена Марья. Оная жена пред смертию исповедана и святых таин приобщена была Священником Иваном Васильевским, тело оные жены надлежащим надгробным отпеванием погребено при Богоявленской церкви, лет ей было от роду 56". Никаких подписей о совершении обряда не имеется.

В таком виде ведены были метрическия записи по 1839 год, когда их начали вести по существующей уже в настоящее время форме, и когда предбрачная присяга была выведена из употребления.

б.) Исповедныя и клировыя ведомости.

Исповедныя росписи имеются в наличности с 1780 года. По 1838 год за каждый год отдельная тетрадь имеет такую заглавную надпись: "Роспись епархии Преосвященнаго Иринея Епископа Вологодскаго и Устюжскаго Вельской округи Пежемской Верховской волости Богоявленской церкви Священников Василия и Алексея Савиновых с причетники обретающимся при оной церкви, в приходе нижеявленных людей чинов со изъявлением против коегождо имени о бытии их в святую четыредесятницу у исповеди и Свят. тайн причастия и кто ж исповедался токмо, а непричастился и кто ж не исповедался".

Деление по рубрикам почти то же, что существует и в настоящее время: есть счет дворов и душ мужескаго и женскаго пола; в конце росписи экстракт, тетрадь скреплена по листам подписью причта.

Клировыя ведомости хранятся в целости с 1780 года. В них те же главы, что и в настоящих ведомостях, за исключением двух последних о церковных суммах и приходском училище, которые добавлены в последствии. О священноцерковнослужителях с 1780 года будет изложено в своем месте.

в.) Опись имущества церковнаго.

Опись церковнаго имущества составлена в 1918 году вследствие того, что старая сгорела вместе с другими книгами во время пожара священническаго дома.

г.) Церковная библиотека.

Библиотека отличается как сравнительным для сельской церкви количеством книг, так равно и редкостью некоторых экземпляров в библиографическом отношении. К числу последнего рода книг следует отнести следующия:

Находится в библиотеке отдел Гомилетический и периодических изданий. Так имеются беседы, слова и поучения митропол.: Филарета, Арсения, Платона, протоиереев: Путятина, Бандакова, Соколова, Арх. Антония, проповед. листок, Воскресныя беседы, издания любителей дух. просвещения, проповеди "Руков. для сельск. пастырей", пастырский собеседник и т.п.

Из периодических изданий в библиотеке имеются: Воскресное чтение, Духовная беседа с церков. летописью Аскоченскаго, Епархиальныя ведомости, Труды Киевской Дух. Академии, Душеполезное чтение, Церковный вестник, Церковныя ведомости, Церковн. общественный вестник, Руковод. для сельских пастырей, пастырский собеседник, Миссионерское обозрение, Странник и др.

Церковная библиотека как по количеству книг, так и по разнообразию содержания, вполне удовлетворительна. Все книги занесены в опись.

III. Церковно – приходское попечительство.

Волею Божиею с благословения и разрешения Его Преосвященства Палладия, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго 25 июля 1870 года при Пежемской Богоявленской церкви открыто церковно – приход. попечительство. Главная цель открытия попечительства, чтобы служить Богу и людям делами – труда, любви и милосердия, - иначе сказать попечительство должно заботиться:

Такое учреждение встретило сочувствие со стороны местнаго народонаселения, что обнаружилось в большем стечении средств на благоукрашение храма.

Заботясь об усилении средств на украшение приходских храмов, приходское попечительство не опустило из виду общественной мельницы, с двумя мельничными амбарами, на реке Пежме, которая первоначально и строена была именно для пользы Богоявленской церкви. Из старых приходо-расходных книг видно, что означенная мельница действительно приносила небольшое количество дохода; но в какое время она строилась и по которое считалась церковною, этого, за неимением данных, определить нельзя. Известно по преданию, что строитель оной капитан Елисеев, уроженец деревни Василистовской сего прихода, по неблагоприятным отношениям к причту сей церкви, при первом, по времени, окружном Начальнике Бруевиче, отвел казенную мельницу в ведение общества и тогда же подвели под оброк. Таким образом до 1871 года означенная мельница переходила из рук в руки частных владельцев, арендаторов, которые довели ее до окончательнаго расстройства, особенно же последний из них крестьянин Боковиков. Приходское попечительство несколько раз обращалось с просьбою к прихожанам о передаче общественной мельницы в ведение церкви и прихожане отнеслись на просьбу попечительства с полным сочувствием. Вследствие чего 8 ноября 1870 года на сельском сходе постановили мирской приговор, чтобы общественную мельницу от крестьянина А. Боковикова отобрать и передать в ведение церкви, но этот приговор целый год оставался не выполненным по проискам арендатора Боковикова.

1871 года Ноября 26 дня прихожане составили новый приговор, по которому прихожане и достигли желаемой цели. Выписываем этот последний приговор из слова в слово: "1871 года ноября 26 дня. Мы, нижеподписавшиеся, Вельскаго уезда, Никифоровской волости, Мокиевскаго общества, государственные крестьяне, быв в общем собрании на сельском сходе, в присутствии сельскаго старосты Елисеева, постановили сей мирской приговор, в дополнение постановленнаго приговора 8 ноября 1870 года в том, что находящуюся в содержании с 1863 года у крестьянина деревни Чечеткины Александра Михайлова Боковикова мирскую мукомольную мельницу, по заключенному контракту в Никифоровском Волостном Правлении 9 августа 1863 года, состоящую на реке Пежме, званием Пежемскую, значащуюся по окладной книге под №225, с двумя мельничными амбарами, из платежа оброка ежегодно по пяти рублей в пользу мирскаго капитала нашего общества, - мы желаем передать в вечное и неотъемлемое владение с будущаго 1872 года в пользу нашей приходской Пежемской Богоявленской церкви без платежа, по той причине, что во 1х крестьянин Боковиков во время владения мельницею никогда не платил следующаго с него оброка на основании 6 п. заключеннаго контракта своевременно и во 2х Боковиков ведет жизнь постоянно нетрезвую, через что самое, чем мельницу привести в надлежащий порядок, привел лишь в упадок, а посему на основании вышеприведенных обстоятельств постановили: от крестьянина Александра Боковикова отобрать мирскую мукомольную мельницу, состоящую на р. Пежме о двух амбарах со всем механизмом и другими принадлежностями, как собственность общества, без всякаго за то вознаграждения, передать в пользу приходской церкви без платежа оброка; полученный же доход должен поступать в пользу церкви на устройство ея и поддержание, а сначала 1872 года означенную мельницу из оклада исключить, в чем и подписуемся".

Далее следует рукоприкладство участвовавших на сходе и свидетельство сельской власти: "В Мокиевском сельском обществе муж. пола 1011 душ, дворов 366, участвовало и подписавшихся на сельском сходе 259 домохозяев. Сей мирской приговор в присутствии сельскаго старосты Елисеева явлен и в установленную на сей предмет книгу подлинником под №15 записан, в чем и свидетельствуется с приложением казенной печати. Подлинное подписали: Сельский староста Семен Елисеев и Сельский писарь Моисей Поскотиный".

Означенный приговор от 10 Декабря 1871 года за №1083 Никифоровским Волостным Правлением представлен был на утверждение Мироваго посредника 2 участка Вельскаго уезда, каковым и был утвержден в полной силе. Вследствие чего Правление от 9 марта 1872 года за №226 уведомило отношением следующаго содержания: «Мировой судья 2 участка от 1 минувшаго Февраля за №95 дал знать сему Правлению, что, согласно желанию прихожан Пежемской Богоявленской церкви, изъясненном в приговоре 26 Ноября 1871 года, с его стороны нет препятствий к исключению мирской оброчной мельницы под "225 из окладной книги и передаче таковой в ведение приходской церкви, вследствие чего означенная мельница и передана по описи попечителям церкви, а из оклада по Волостному Правлению исключена".

Относительно деятельности приходскаго попечительства выяснено подробно в ст. "о приходских церквях" - по устройству храмов.

В 1878 году пожертвовано крестьянами прихода – дерев. Яковлевской Семеном Ивановым Поповым, дерев. Мокрой Дубровы Антонием Лукьяновым Федуриным и дерев. Мокиевской вдовой Маремьяной Ивановой Силуяновой по 5% государственному билету 100 рублеваго достоинства с тем, чтобы %% с означеннаго капитала поступали в пользу причта приходской церкви за поминовение умерших и их сродников на вечное время. До сих пор причтоваго капитала не было.

9 мая сего года причт Пежемской Богоявленской церкви и члены церковно-приходскаго Попечительства решили ввести в своем приходе обязательное субботнее Богослужение о упокоении умерших сродников, на вечное время, и тогда же представили Его Преосвященству рапорт о дозволении каждонедельно, по субботам отправлять Богослужение по умершим, вследствие чего указом Вологодской Духовной Консистории от 12 Сентября с/г за №5295 объявлено причту, что Епархиальное начальство вполне оценивает усердие и причта и прихожан Пежемской Богоявленской церкви.

Для памяти на будущее время акт об обязательном субботнем Богослужении ниже сего вносится целиком.

Акт.
1878 года Мая 9 дня. Мы, нижеподписавшиеся, причт Пежемской Богоявленской церкви Вельскаго уезда и члены приходскаго попечительства той же церкви, в общем собрании, имели разсуждение об обязательном введении в означенном приходе каждонедельнаго субботняго Богослужения об упокоении умерших сродников на вечное время. По обстоятельном обсуждении сего религиознаго вопроса, с согласия всего прихода определили:

С 1878 года по 1919 год скопился капитал – наличными 2965 руб. и билетами 5564р. 23к., из них последние аннулированы Советской властию.

Но, помимо материальной стороны дела, попечительство с первых же дней своего существования обратило самое серьезное внимание на религиозную. Уничтожение дурных обычаев, несогласных с духом православной веры и противных Русской народности, а также насаждение и укрепление в народе здравых начал, было предметом особых забот попечительства.

IV. Церковно-приходския школы, земския и училища 9 приходов.

Для крестьянских детей, при погосте, до 1870 года было штатное приходское училище, но оно закрыто, переведено в Никифоровский приход Рождества Богородицы и помещено в общественный училищный дом при Никифоровском Правлении, куда отбыли и все сведения о начале и существовании училища при здешнем приходе. Известно то, что наставниками училища были – первоначально приходский Священник Иоанн Верюжский, наконец местный Диакон Николай Левитский.

С утверждения Вельской Земской Управы и Училищнаго Совета вновь открыта при церкви сельская школа 15 Сентября 1871 года, с помещением оной в доме приходскаго Священника Алексея Кириллова, который в ней был и наставником.
С 15 ноября 1875 года в погосте, взамен земской школы, старанием и попечением Инспектора народных училищ Тимофеева, открыто Пежемское двухклассное сельское училище на средства М.Н.Просвещения, с добавлением от прихожан на ремонт училищнаго дома по 10 коп. с души и пожертвованием для постройки училищнаго дома 1 десят. земли. Первоначально, за неимением собственнаго училищнаго дома, оное помещено в наемной квартире у Священника Н. Левитскаго.
В 1899 году при церкви открыто земское женское училище.
В 1893 году в деревне Притыкинской открыта церковно-приходская школа.
В 1897 году в деревне Савинской открыта церковно-приходская школа.
В 1909 году – также церковно-приходская в дер. Ивановской.
В 1911 году в дер. Шелюбинской – земское училище.
В 1913 году в дер. Подгорной (красное) – земское училище.
В 1917 году в дер. Макаровской – земское.

Все указанныя училища и школы переименованы в советския трудовыя школы 1й и 2 ступени.

V. О приходе и прихожанах.

Касаясь истории прихода, считаем уместным пояснить, что название Пежемскаго верховскаго он получил от гористаго положения, так как на высотах этих гор расположены почти все селения, за исключением немногих, между которыми протекает река Пежма. Все селения в приходе, сколько нам известно из оставшихся документов, были те же и в 1726 году и в 1920 году, только с меньшим количеством дворов и душ, некоторые из них, по тесноте местоположения, несколько отдалились от прежних своих жилищ и селений, приняв новые названия, а другие получили хутора, составив самостоятельные хозяйства. В документах же церковных они значатся в тех селениях, из которых перешли. В настоящее время считается двадцать три деревни. Все селения, за исключением трех носят по два названия.

Прихожане, живущие в вышеозначенных селениях, все православнаго вероисповедания. В особенности отличаются усердием к церковному Богослужению, к слушанию бесед и поучений, к поминовению умерших, к отправлению молебнов, что доказывает не малочисленное установление крестных ходов и устроение часовен.

Действия промысла Божия, посещавшаго по временам приход несчастиями: неурожаями, засухой, червобоем, падежом на скот, пожарами – заставляли прихожан прибегать к молитве церкви. Отсюда основалось в приходе не малое количество крестных ходов с водоосвящением, кроплением скота и полей. В настоящее время их считается до

Крестные ходы по полям бывают и из церкви, а другие из находящихся в селениях часовен. Часовен в приходе восемь. По каким случаям или в память каких событий они устроены достоверно неизвестно. Близость их от церкви, отсутствие в прихожанах раскола, дают думать, что те же печальные случаи, послужившие причиною установленных крестных ходов, сознанные крестьянами, как знамения посещения Божия за грехи и благодатныя явления, как знамения милосердия к пробудившейся в них вере и любви к Богу, раскрыли в них особенное усердие к устройству молитвенных домов.

О первоначальном построении часовен сведений нет, а есть указы Преосвященных: Варнавы, Архиепископа Холмогорскаго и Важскаго и Германа – Архангелогородскаго и Холмогорскаго на построение новых часовен на место разобранных старых. Часовни Зосимо-Савватиевская и Никольская утверждены в существе своем Св. Синодом, на что имеют указ от 23 марта 1834 г. Первая находится в деревне Яковлевской, отстоящей от церкви в 5 вер. к юго-западу, иначе называется Середнею. Вторая Никольская часовня – в дер. Веретии-путичной (или иначе Слободе) в двух верстах от церкви, вверх по течению реки Пежмы на левом берегу. Третья – в деревне Савинской, быв в свое время перестроена в церковь во имя Вознесения Господня, сгорела, а в настоящее время поставлен амбарчик для хранения Св. икон. Четвертая – в деревне Федькове во имя Св. муч.-Кирика и Иулитты, в 4 вер. от церкви, на правом берегу по течению реки Пежмы. В 1848 году, с разрешения Епарх. Начальства, выстроена новая на место ветхой, а в 1869 году обнесена каменной оградой старанием и усердием жителей означенной деревни. Пятая в дер. Климшинской, отстоящей в двух верстах от церкви на правом берегу реки Пежмы во имя Св.влкм Георгия и Св. Ап. Петра и Павла. В существе своем утверждена в 1858 году Епарх. Начальством. Шестая – в дер. Ивановской, в 4 верст. от церкви,- во имя Воздвижения Креста Господня. Седьмая в дер. Шелюбинской, в 4 вер. от церкви, в честь Св. благов. Князя Александра Невскаго. Восьмая – в деревне Притыкинской, в пяти верстах от церкви, во имя Казанской ик. Божией Матери и девятая в Мокрой Дуброве – во имя Успения Бож. Мат.

О священноцерковнослужителях.

С 1829 года при Пежемской Богоявленской церкви находились следующие священноцерковнослужители: 

Частныя сведения.

1917 года 29 Октября – жители православнаго прихода, Пежемской Богоявленской церкви, Вельскаго уезда, по убеждению оставшиеся верными чадами православной церкви, под Председательством настоятеля церкви постановили:

На основании отношения Никифоровскаго Волостнаго исполнительнаго Комитета Совета крестьянских депутатов от 3 Марта 1919 года за №462, согласно декрета об отделении церкви от Государства, предоставлено в Вельский сметно-кассовый подотдел:

III. Капиталов приходскаго Совета по книжке Сберегательной Кассы за №91 – 1000р.
Всего аннулировано семь тысяч семьсот семьдесят три (7773) руб. 23 коп.

"Известия Всероссийскаго центральнаго Исполнительнаго Комитета Советов"  5 Февраля 1919 года №26 (578):

Циркуляр по вопросу об отделении церкви от государства.
По последним сообщениям с мест, обнаруживается, что не все работники на местах правильно понимают задачи Советской власти в деле отделения церкви от государства. В виду этого VIII отд. Разъясняет:

1.) Здания, специально предназначенныя для религиозных и обрядовых целей (как-то приходские, монастырские, кладбищенские храмы, часовни, каплицы, синагоги и т.п.), надлежит передавать группам граждан, заключившим соглашение с местным Советом об их пользовании. Закрытию и использованию в других целях эти здания подлежат только в тех случаях:

2.) По составлении описи богослужебных предметов, предметы эти вне зависимости от материала, из котораго они изготовлены, надлежит передавать группам граждан, уже заключивших соглашение с местным Совдепом о пользовании ими. При составлении описей и передаче на основании инструкции богослужебнаго имущества группам граждан совершенно недопустимо отобрание церковных облачений, мантий, платков с престолов, орленцов, других ковров и пр. богослужебных предметов и употребление их для революционных целей (перешивание их на флаги и т.д.); недопустимо также снятие серебряных риз и украшений с икон, крестов, евангелий и престолов.

Все эти действия, во первых, неправомерны, так как никакого общаго распоряжения об изъятии из храмов предметов культа, хотя бы и сделанных из драгоценных металлов, до сих пор не было издано и, во вторых, нецелесообразно, так как затрагивает религиозные чувства части граждан и кроме того разрушают и обесценивают самые предметы и часто уничтожают художественное их значение. Употребление же их для революционных целей – эмблем, флагов, знамен и т.п. лишены внутренняго смысла.

Примечание. Отдельные предметы, представляющие собою ценность с точки зрения исторической, художественной, или иной, местным Совдепом, по соглашению с Комиссариатом просвещения, могут передаваться в хранилища Советской республики.

3.) Аресты, обыски служителей культов уличенных в революционном заговоре, во время совершения богослужения должны быть доступаемы только в случае крайней на то необходимости.

4.) При обысках в храмах, и в особенности в алтарях храма, необходимо приглашать представителя даннаго религиознаго культа и соблюдать корректное отношение к религиозным чувствам сторонников данной религии. Поэтому представителям власти следует всецело избегать при отправлении ими служебных обязанностей во время обысков, выемок и т.п. каких бы то ни было действий, невызываемых необходимостию и могущих казаться оскорбительными для того или инаго культа.

5.) При удалении икон из общественных мест никоим образом не следует делать из этого антирелигиозной демонстрации. Вовсе не требуется, чтобы удаление это производилось в часы занятий в данном учреждении и в присутствии публики, ибо подобное демонстративное удаление икон и пр., а тем более, как это имело кое-где место, сопровождаемое совершенно ненужными выпадками против того или инаго культа, создает лишь ложное представление в глазах населения о способах борьбы Советской власти с народными предразсудками. Иконы и прочие предметы религиознаго культа из общественных мест рекомендуется передавать на хранение в храмах и часовнях группам граждан, заключившим соглашение с местным Совдепом о пользовании тем или другим зданием, или в музей и особенные хранилища Советской республики.

6.) При уплотнении и выселении из монастырей и государственных зданий, ранее принадлежавших церкви, никоим образом не следует проявляться в действии агентов власти чувству гнева и презрения к вековому пособнику всякой эксплуатации, каким являлось в истории всякое духовенство; в целом необходимо безусловно избегать всякаго неприличествующаго рабочей власти отношения к отдельным личностям, хотя бы сколько нибудь похожаго на издевательство.

7.) Равным образом совершенно неправильно применять в виде особой кары принудительное привлечение служителей культов к трудовой повинности в виде очищения улиц, базарных площадей и других черных работ. Появление на многолюдных площадях и улицах служителей какого либо культа в его специальном костюме на принудительных черных работах вызовет лишь совершенно ненужное озлобление не только в сторонниках его религии, и в результате даст лишь повод изображать таких служителей культов в виде каких-то мучеников за идею; кроме того, такое извращение идеи о трудовой повинности прямо противоречит декрету Совета народных комиссаров от 10 Декабря с.г.

8.) В среде монастырскаго населения следует делать различие между трудовыми элементами (рабочий элемент в монастырях) и теми, которые эксплуатировали их религиозность, и не лишать эти трудовые элементы возможности на общих для всех граждан основаниях пользоваться правами, представляемыми им законами Советской республики о Земле, о социальном обеспечении и т.д. Само собою разумеется, что земельно-жилищные отделы местных Совдепов, при наделении таких элементов землею, инвентарем и проч. И обеспечении их квартирным довольствием должны руководствоваться нормами, принятыми в данной местности для земельных и жилищных наделов.

9.) Совдепам необходимо озаботиться, чтобы большие общежительные монастырские корпуса не пустовали, а были использованы наиболее рациональным способом (устройство пролетарских квартир, учреждений здравоохранения, социальнаго обеспечения и других общеполезных учреждений).

10.) Губернские исполкомы чрез земельные отделы должны озаботиться, чтобы национализация волостными Совдепами монастырей с образцовыми хозяйствами происходила на тех же основаниях, как вообще национализация образцовых садов, имений и проч. путем передачи их со всем их оборудованием (молочными фермами, скотними дворами, заводами, квасоварнями, мастерскими, больницами, гостиницами и проч.) соответствующим организациям (коммуны) без разрушения их целостнаго хозяйственнаго значения.

11.) В применении репрессий по отношению к духовенству кое-где на местах были случаи, когда Совдепы практиковали пожизненную административную ссылку в монастыри или пожизненную же высылку из пределов губернии. Отдел считает необходимым разъяснить, что пересылка контрреволюционнаго духовенства из одной губернии в другую, с точки зрения обезвреживания этих элементов, не достигает цели, неделя ими соседнюю губернию, с точки же зрения наказания, ссылка, а тем более пожизненная недопустима, ибо не соответствует революционному сознанию, и не предусмотрена в числе наказаний ни одним декретом Советскаго правительства.

12.) В качестве репрессивной меры по отношению к служителям культов, некоторыми Совдепами применяется абсолютное запрещение в храмах какой бы то ни было проповеди на чисто религиозные темы. Мера эта прямо противозаконна и не достигает цели. Необходимо помнить, что с религиозными предразсудками и темнотой народных суеверий следует бороться не столько карами и репрессиями, сколько хорошей школой, пропагандой коммунизма и организацией хозяйства на коммунистических началах.

13.) Некоторыми представителями власти на местах запрещаются вообще какие либо собрания граждан, сторонников данной религии, посвященные выяснению хозяйственных или вероисповедных нужд. Такие общие запрещения, если они не вызываются условиями даннаго момента и конкретной опасностию подобных собраний в контрреволюционном отношении, являются незаконными.

14.) Незаконным является и запрещение группе граждан, заключившей соглашение с местным Совдепом, производить добровольные сборы-складчины на приобретение предметов религиознаго культа, на содержание своих служителей культа, сторожей, на покупку дров и на приобретение различных предметов хозяйственнаго обихода для нужды своего храма. Конечно, принудительное взыскание таких сборов, хотя бы под страхом только церковных кар, недопустимо.

15.) С отделением церкви от государства и введением в пределах Советской России гражданскаго права и гражданскаго развода, так называемый церковный брак является лишь известной религиозной церемонией частнаго характера. Поэтому, предъявление служителям культов требования о венчании граждан, расторгнувших церковный брак в порядке только гражданском, и применение репрессий при их отказе венчать – неправильно, являясь вторжением гражданской власти во внутреннюю жизнь религиозных культов. Такое требование не соответствует даже самому принципу отделения церкви от государства и вместе с тем является как бы косвенным признанием со стороны Советской власти так называемаго церковнаго брака.

16.) В некоторых местах представители Совдепов, наряду с метрическими книгами, производят отобрание у служителей культов книг так называемых брачных обысков, в которых излагаются сведения о вступающих в брак, применительно к "каноническим" основаниям даннаго религиознаго культа. Само собою разумеется, книги эти не относятся к числу метрических и отобранию не подлежат.

17.) С изъятием у служителей культов метрических книг, представителям даннаго исповедания должна быть предоставлена полная возможность вести какие угодно свои книги с записями в них о совершении тех или иных религиозных обрядов. VIII отдел вновь предлагает к точному руководству местных Совдепов правило, изложенное в п.27 инструкции народнаго Комиссариата юстиции, коим, после изъятия книг служителям культов предоставляется право, при желании, снять нужные им копии с них.

  НАРОДНЫЙ КОМИССАР ЮСТИЦИИ КУРСКИЙ.
1920 год.

Обязательное постановление Вологодскаго губисполкома.(Красный север 15 июня №130)

На основании циркуляра Наркомюста, опубликованном в №113 "Известий ЦИКа от 27 мая 1920 года" и руководствуясь декретом об отделении церкви от государства и инструкцией о порядке проведения этого декрета в жизнь Вологодский губернский исполнительный Комитет постановляет:

1.) Вологодский Епархиальный Совет, все приходские Советы и все другия общества и их выборные органы всех церквей и исповеданий, которые ограничивают круг своих сочленов исключительно лицами одного вероисповедания и, хотя бы под видом благотворительных, просветительных или иных целей, преследуют цели оказания непосредственной помощи и поддержки какому бы то ни было религиозному культу ( в виде содержания служителей культа, каких либо учреждений и т.п.), а также все вообще общества, которыя расходуют денежныя средства на религиозныя цели, объявляются закрытыми.

2.) Указанные в п.1 сего постановления организации в двух-недельный срок обязаны сообщить в губернский отдел юстиции сведения о всех имуществах и капиталах, принадлежащим им и числящихся на 1 июня с.г.

3.) Казначейства, отделения народнаго банка, сберегательныя Кассы и все другие государственныя, кооперативныя, общественныя Кассы, а также частные лица, в чьем фактическом обладании находятся имущества и капиталы, принадлежащие церквам и различным церковным и религиозным обществам, обязаны в двух-недельный срок сообщить в губернский Отдел Юстиции сведения об этих имуществах и капиталах, принадлежащих местным организациям всех вероисповеданий и числящихся на 1 июня с.г.

4.) Все дела о расторжении браков, находящиеся в производстве в Вологодском Епархиальном Совете и всяких учреждениях иных христианских и иноверных исповеданий и у должностных лиц по управлению духовных дел всяких исповеданий должны быть прекращены производством и немедленно сданы, со всеми оконченными бракоразводными делами в окружной отдел записей актов гражданскаго состояния.

5.) Дальнейшее производство указанными в п.4 сего постановления вероисповедными органами бракоразводных дел со взиманием всяких сборов, вызовом сторон, свидетелей, разследованиями и установлением всяких обстоятельств, касающихся отдельных граждан и вообще с присвоением функций, составляющих исключительную компетенцию законных органов власти, воспрещается, а гражданам предоставляется право о всяком нарушении их прав и интересов и вторжении в их частную жизнь со стороны вероисповедных органов всех вероисповеданий приносить жалобы в губернский отдел юстиции или в другие ближайшие административные, а также судебные установления.

6.) Неисполнение или нарушение сего обязательнаго постановления объявляется контр-революционным деянием и поэтому лица, стоящие во главе органов и учреждений, упомянутые в настоящем обязательном постановлении, а также все вообще виновные в неисполнении или нарушении настоящаго обязательнаго постановления подлежат суду революционнаго трибунала.

Председатель Губисполкома Заонегин.
 Заведующий отделом Юстиции Н. Преображенский.
 Секретарь Губисполкома И. Лазарев.

"Красный Север" 21 Июля №161:
По поводу обязательного постановления, напечатаннаго в №130 "Красного Севера" от 15 Июня Губернский отдел Юстиции считает необходимым сделать следующия разъяснения:

1.) Это обязательное постановление, изданное в связи с циркуляром Наркомюста о прекращении деятельности вероисповедных организаций в отношении расторжения браков, имеет целию осуществление проведения в жизнь декрета об отделении церкви от Государства.

2.) Указанные в п.1 этого обязательнаго постановления организации и их выборные органы подлежат закрытию на основ. ст. 3 инструкции о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви.

3.) Содержание храмов, их отопление, освещение, ремонт, содержание причта, хора, приобретение предметов религиознаго культа и все другие расходы, связанные с управлением церковным имуществом, лежат на обязанности группы граждан, принявших в безплатное пользование церковное имущество даннаго храма и подписавших соглашение с представителями Советской власти.

4.) На основ. ст.10 инструкции о проведении в жизнь декрета об отделении церкви от государства все местные жители соответствующей религии имеют право подписать соглашение и после передачи церковнаго имущества, приобретая таким образом право участия в управлении богослужебным имуществом наравне с группой лиц, первоначально его получившей.

5.) На основ. ст.2 инструкции о проведении в жизнь декрета об отделении церкви от государства отдельным членам этих групп граждан или общин предоставляется устраивать складчины на приобретение для религиозных целей имущества и на удовлетворение других религиозных потребностей.

6.) Приходские Советы прекращают свое существование постольку, поскольку они являются органами закрытаго епарх. Совета, объединившаго их деятельность, и поскольку состоит из лиц, не подписавших соглашение и не имеющих права на управление Богослужебным имуществом даннаго храма.

7.) Под имуществами и капиталами, упомянутыми в п.п. 2 и 3 обязательнаго постановления подразумеваются имущества, указанные в ст.16 инструкции по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства, т.е. не предназначенныя специально для богослужебных целей имущества, как-то: дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, разные промыслы, подворья, гостиницы, капиталы и все вообще доходныя имущества, в чем бы они не заключались, не взятыя до настоящаго времени в ведение Советских установлений.

8.) Сообщение сведений о капиталах не предрешает вопроса об их отобрании, так как применительно к примечанию ст.19 той же инструкции, суммы, предназначенныя на расходы по совершению религиозно-обрядовых действий, не подлежат отобранию.

Заведующий отделом Юстиции Преображенский.
Читал Благочинный, Священник Николай Земляницын.


Вследствие предписаний Исполнительнаго Комитета Уезднаго Совета крестьянских и рабочих Депутатов:

Основание: фонд №1443 Вельский краеведческий музей