Сайт семейной истории Петровых

протоиерей Максим Васильев Савинов

Степень родства МOМOOOOO*-2.6, а так же МOММOМOМO*-2.6

*Родился: 1770 Пежемская Богоявленская церковь (60.982590, 41.802914). Отец священник Василий Савинов Савинов (1731 - 1803). Мать Татьяна Семенова Савинова (Некрасова) (1731 Куростровская волость Холмогорского уезда - 1791 Пежемская Богоявленская церковь (60.982590, 41.802914)).

 Умер: 7.10.1840

Женат на Анна Иванова Савинова (1770 - ?)
 их дочь Мария Максимова Савинова (Савинова) (1802 - ?)

внесенные в базу факты биографии

Род занятий: с 1787 Вологда: учитель Вологодской семинарии

Род занятий: с 1795 Тотьма: протоиерей Тотемского Богоявленского собора

Источник: Вологодская духовная консистория, Ревизские сказки священноцерковнослужителей ( ГАВО ) [Ш!] . РС 1795 год; №4. Пежемская Богоявленская церковь; ; id=581; ГАВО (Вологда). Ф. 496. Оп. 1. Д. 4379. Л. 13-15об
у них дети
Максим показанный в 1782 год в Архангельских семинарских сказках 12 / выбыл по указу в Вологодскую семинарию учителем в 1787 году

Источник: Вологодская духовная консистория, Исповедные ведомости ( ГАВО ) [Ш!] . ИВ 1825 год; №6. Тотемская Иоанно-Предтеченская церковь; №1; id=1797; ГАВО (Вологда). Ф. 496. Оп. 19. Д. 503. Л. 53, https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/480699#60
1.Тотемского Богоявленского собора протоиерей Максим Васильев Савинов, 55 лет.
Жена Анна Иванова, 55 лет.

Источник: Савиновы, Роспись Льва Толстикова . Савинов Максим Васильевич (1768-7.10.1840)
9/2. Савинов Максим Васильевич (1768-7.10.1840)
Савинов Максим Васильевич родился в 1768 году, сын священника Пежемской Богоявленской церкви Вельского уезда Василия Савинова. Так как Вельский уезд до 1788 года принадлежал не к Вологодской, а к Архангельской епархии, то Максим Васильевич сперва обучался в Архангельской семинарии, а к концу курса перешел в Вологодскую, где наряду с грамматикой, математикой, историей, географией, богословием изучает философию, риторику, поэзию, латинский, греческий и еврейский языки. В стенах Вологодской духовной семинарии постигает азы преподавательской и проповеднической деятельности, которым посвятит всю свою жизнь. По окончании семинарского курса, 30 июля 1789 года был определен в Вологодскую семинарию учителем латинского языка и Закона Божия и занимал эту должность около шести лет до апреля 1795 года. Обучение вологодских семинаристов латинской грамматике он сочетает с публичным толкованием Евангелия и Катехизиса по воскресным дням и с проповедями в Вологодском кафедральном соборе. По-видимому, это ему неплохо удавалось, поскольку, как только открылась вакансия, епис­коп Вологодский и Устюжский Ириней в апреле 1795 года в архиерейской Христорождественской церкви в течение пяти дней посвящает его в дьякона и священника, а затем возводит в сан протоиерея и определяет настоятелем Тотемского Богоявленского собора. Более 42 лет (1795-1837 гг.) Максим Васильевич служит протоиереем Богояв­ ленского собора, одновременно исполняя много иных постоянных и времен­ных служб и поручений по духовному ведомству: первоприсутствующий в тамошнем духовном правлении, выступает цензором проповедников и, как отмечают документы, сам при этом постоянно «... проповедями своего сочинения наставляет народ в догматах веры и Законе Божием», возглавляет в качестве ректора духовные училища (1814-1824 гг.), представляет духовенство в Оспенном комитете и Попечительстве о бедных, наставляет арестантов в тюремном остроге. В 1796 году при обретении мощей преподобного Феодосия Тотемского в Спасосуморине монастыре, был первоприсутствующим в секретной комиссии по этому делу, равно находился при всех за тем следствиях и свидетельствах при открытии мощей. С 1804 по 1832 год был штатным смотрителем и законоучителем в Тотемском народном училище. С 1815 по 1824 год был ректором Тотемского духовного училища, занимая в этом училище с 1818 года и должность учителя латинского языка. От ректорской должности уволен по прошению, за слабостью здоровья 1 декабря 1824 года. К делу образования детей он относился всегда с любовию и отличался неутомимым усердием. Взгляд его на воспитание детей был много выше того времени, в которое он жил. В 1820 году, по Высочайшему повелению командирован был в Яренский и Устьсысольский уезды для свидания с приезжавшими туда из Архангельской губернии самоедами, для узнания их образа мыслей, наклонностей и обычаев и для изложения своего мнения о средствах к обращению этого народа в христианство. Результатом этой экспедиции стало «Описание поездки Тотемского протоиерея М. Савинова в Яренскую и Усть-Сысольскую округи для свидания с приезжающими туда самоедами», которое было одобрено не только министром духовных дел и народного просвещения, но и принято Государем с благосклонным вниманием. За усердную службу в 1801 году был награжден скуфьею, в 1806 году за пожертвование 100 рублей в год в пользу училища – сребропозолоченным крестом для ношения на персях, в 1810 году – камилавкою, в 1814 году – палицею, в 1818 году – бронзовым крестом в память войны 1812 года и в 1820 году – орденом св.Анны 3-й степени. Сверх означенных наград, Государь Император в 1820 году соизволил ему пожаловать 1000 рублей. Максим Васильевич был человек необыкновенно умный и весьма образованный, он вел обширную переписку с несколькими преосвященными и даже бывшим Обер-Прокуром Св.Синода князем Голицыным, написал много стихов и был известен в обеих столицах многим высшим правительственным лицам. Скончался 7 октября 1840 года, на 73 году жизни от лихорадки, не раз преследовавшей его даже во время поездки к самоедам. Обряд погребения совершил его рано овдовевший зять Иоанн Андреевич Савинов с соборною братнею в присутствии священноцерковнослужителей всех городских церквей. Похоронен он был перед входом в Тотемский Богоявленский собор в устроенной им при жизни каменной часовне-склепе. В склепе висел его портрет неизвестного художника, откуда взят в Тотемское Духовное училище, а потом в музей Тотемского отделения Вологодского Общества Изучения Северного Края. Вот сочиненная им для себя эпитафия:
Родился, жил, грешил и умер я,
Вот вся история моя.
Кого обидел, соблазнил примером,
Прощения прошу у всех,
И сам других прощаю равной мерой,
Загладится прощеньем грех.
Прохожие! мой смело прах топчите,
Но о спасении души
Хоть вздох один на небеса пошлите.
А ты, Спаситель мой, внуши
Безмолвное сие сердец моленье
И даруй мне успокоенье.
В семействе у него жена Анна Иванова, 1770г.р. Единственная дочь их Мария родилась в 1801 году. В замужестве за дальним родственником – магистром богословия Московской Духовной Академии Иоанном Андреевичем Савиновым, преемником Максима Васильевича в 1824 году по Тотемскому духовному училищу, а в 1838 году по Тотемскому Богоявленскому собору. В 1819 году в семье Максима Васильевича и Анны Ивановны воспитывались четыре сироты.
ГАВО. Ф.496, Оп.1, Д.4379, Л.13-15об. Ревизские сказки Вельского уезда о числе душ церковнослужителей и их семейств за 1795 год.
ГАВО Ф.496, Оп.1, Д.7216, Л.1-8. Ревизские сказки г.Тотьмы и Тотемского уезда за 1816 год. г. Тотьма. Тотемский Богоявленский собор.
ГАВО. Ф.496, Оп.19, Д.503, Л.53. Исповедные ведомости церквей г.Тотьмы, Тотемского и Грязовецкого уездов за 1825 год. №6. Исповедная ведомость Иоанно-Предтеченской церкви г. Тотьмы за 1825 год.
Соколов, Александр Алексеевич. Празднование семидесятипятилетия Тотемского духовного училища и история сего училища от открытия его в 1815 году до настоящего времени / Сост. смотрителем училища Александром Алексеевичем Соколовым. - Вологда: Тип. губ. правл., 1890. - [2],106 c. Стр.82.
booksite.ru›civk/data/miasnikova.pdf. Секция II. Источники по общим проблемам церковной истории X V III - начала X X века. Л. Н. Мясникова, Вологда О секретной миссии в зырянский край. Обращение в христианство самоедов-язычников.
volrest.ucoz.ru›…protoiereja_totemskogo…sobora…168. Реставрация произведения неизвестного художника «Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова».
ВЕВ №22П-1882, с.433-438; №18П-1883, с.337, 338.
Описание: http://volrest.ucoz.ru/22032014/Savinov/4.jpg«Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова».

Начальствующіе училища. а) РЕКТОРЫ. 1. МАКСИМЪ ВАСИЛЬЕВИЧЪ САВИНОВЪ, (1814— 1824 г.), протоіерей Тотемскаго Богоявленскаго собора. Сынъ священника Вельскаго уѣзда, обучался сначала въ Архангельской семинаріи, а потомъ перешелъ въ Вологодскую. По окончаніи курса въ 1788 г. опредѣленъ былъ въ Вологодскую семинарію учителемъ латинскаго языка и Закона Божія. Въ 1795 г. назначенъ протоіереемъ Тотемскаго Богоявленскаго собора, первоприсутствующимъ въ духовномъ правленіи и цензоромъ проповѣдей. Съ 1804 по 1832 годъ былъ штатнымъ смотрителемъ и законоучителемъ въ народномъ училищѣ. Въ продолженіе училищной службы состоялъ учителемъ высшаго отдѣленія но латинскому языку съ Февраля 1818 г. по Октябрь 1819 г. Награжденъ былъ въ 1801 г. скуфьею, въ 1806 наперснымъ крестомъ, 1810 г. камилавкою, 1814 г. палицею, въ 1820 г. орденомъ Св. Анны 3-й степени и въ томъ же году ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОРЪ соизволилъ пожаловать ему 1000 р.; въ 1818 г. награжденъ бронзовымъ крестомъ въ память войны 1812 г. Отъ ректорской должности уволенъ по прошенію, за слабостью здоровья 1 Декабря 1824 г. Умеръ 7 Октября 1840 г. и погребенъ предъ входомъ въ соборъ, въ устроенной имъ при жизни каменной часовнѣ ( ). Покойный о. Савиновъ быль человѣкъ необыкновенно умный и весьма образованный, онъ велъ обширную переписку съ нѣсколькими Преосвященными и даже бывшимъ Оберъ-Прокуроромъ Св. Синода княземъ Голицынымъ, написалъ много стиховъ, и былъ извѣстенъ въ обѣихъ нашихъ столицахъ многимъ высшимъ правительственнымъ лицамъ. Къ дѣлу образованія дѣтей онъ относился всегда съ любовію и отличался неутомимымъ усердіемъ. Взглядъ его на воспитаніе дѣтей былъ много выше того времени, въ которое онъ жилъ. Для образца приведемъ его одно предписаніе инспектору училища, найденное въ дѣлахъ училищнаго архива за 1819 г. „Дошло до свѣдѣнія моего, что господа учители слишкомъ много обременяютъ учениковъ уроками, такъ что нѣкоторые изъ нихъ платятъ авдиторамъ по 40 коп. и болѣе, а сіе значитъ, что за невытверженіе уроковъ на память строго и взыскивается. Вслѣдствіе чего имѣете объявить г.г. учителямъ, чтобы учениковъ излишними уроками не обременяли, а соображались бы въ образованіи юношества какъ нравственномъ, такъ и учебномъ съ правилами, начертанными во введеніи къ Уставу учебныхъ заведеній; вообще руководствоваться того Устава II Отдѣленія, II главы 38—43 и III главы 44 и 45 статьями. Кольни паче ее назначать къ вытверживанію наизустъ того, чего ученикъ не понялъ. Да и не все то, что напечатано въ учебной книгѣ, вытверживать должно отъ доски до доски. Надобно, чтобы ученикъ лучше понялъ, нежели читалъ наизустъ, не понимая читаемаго. Вы- тверживаніе большихъ уроковъ притупляетъ память и подавляетъ другія душевныя способности, и потому яко вредное строго воспрещено въ духовныхъ училищахъ. Предметы, безъ изученія коихъ наизустъ нельзя обойтись, суть: опредѣленія бейпіііопев, также важнѣйшія правила изъ орѳографіи, этимологіи и нѣкоторыя изъ синтаксиса, образцы склоненій и спряженій и изъятія изъ общихъ правилъ. Вытверживаніе на память греческихъ и латинскихъ словъ, а особенно фразъ весьма полезно и нужно; но и здѣсь поступать должно съ благоразуміемъ, не назначая всѣмъ ученикамъ равнаго количества словъ, а отдавая иногда оное на произволъ ихъ: ибо ученикъ, острую память имѣющій, легко можетъ вытвердить сто словъ,—въ то время какъ тупой не можетъ и двадцати. При чемъ не надобно упускать изъ виду поощреній, предписанныхъ 12 правиломъ помянутаго введенія. Въ наказаніяхъ, кои должны быть рѣдки, вынужденны, безъ мести, безъ вспыл- чивости, безъ озлобленія, и особливо безъ униженія, строжайшимъ образомъ держаться буквальнаго смысла 13-го правила".

ВОСПОМИНАНІЕ о протоіереѣ Максимѣ Васильевичѣ Савиновѣ (1768—1840) Максимъ Васильевичъ Савиновъ, Тотемскаго Богоявленскаго собора протоіерей, былъ весьма замѣчательная личность, о которой до сихъ поръ между старожилами Тотьмы сохраняется доброе и благодарное воспоминаніе. Это былъ человѣкъ необыкновенно умный и для своего времени весьма образованный, строгой жизни, твердаго и энергическаго характера, добраго сердца, ревностный исполнитель всѣхъ своихъ обязанностей. Особенно памятенъ онъ своимъ неутомимымъ и самоотверженнымъ усердіемъ къ дѣлу образованія мѣстнаго юношества въ бытность его штатнымъ смотрителемъ Тотемскаго народнаго училища, каковую должность занималъ въ продолженіе 27-ми- лѣтъ. Максимъ Васильевичъ родился въ 1768 году. Онъ былъ сынъ священника Верхопѣжемской Богоявленской церкви Вельскаго уѣзда. Такъ какъ Вельскій уѣздъ до 1788 года принадлежалъ не къ Вологодской, а къ Архангельской епархіи, то Максимъ Васильевичъ сперва обучался въ Архангельской семинаріи, а къ концу курса перешелъ въ Вологодскую. По окончаніи семинарскаго курса, опредѣленъ былъ 30 Іюля 1789 года въ Вологодскую семинарію учителемъ латинскаго языка и Закона Божія и занималъ эту должность около шести лѣтъ до апрѣля 1795 года. Въ апрѣлѣ 1795 года рукоположенъ въ санъ священника преосвященнымъ Иринеемъ, епископомъ вологодскимъ и устюжскимъ, и назначенъ протоіереемъ Тотемскаго Богоявленскаго собора, первоприсутствующимъ въ тамошнемъ духовномъ правленіи и цензоромъ проповѣдей. Съ 1804 но 1832 годъ былъ штатнымъ смотрителемъ и законоучителемъ въ Тотемскомъ народномъ училищѣ. Съ 1815 по 1824 годъ былъ ректоромъ Тотемскаго духовнаго училища, занимая въ этомъ училищѣ съ 1818 года и должность учителя латинскаго языка. Всѣ эти немалочисленныя и разнообразныя должности Максимъ Васил. исполнялъ съ свойственною ему точностію и аккуратностію, чѣмъ и заслужилъ справедливое отъ всѣхъ уваженіе. Но особенною энергіею ознаменована была, какъ выше сказано, его дѣятельность по должности штатнаго смотрителя Тотемскаго народнаго училища. Изъ имѣющихся у насъ подъ рукою документовъ извлекаемъ нѣкоторыя выдающіяся черты этой дѣятельности и нѣсколько другихъ свѣдѣній о его жизни. По вступленіи въ должность штатнаго смотрителя, первою заботою ого было — открыть при уѣздномъ училищѣ приходское, котораго еще не было. О необходимости открытія этого училища онъ писалъ директору слѣдующее: «пока при уѣздномъ училищѣ не будетъ приходскаго класса, до тѣхъ поръ и само уѣздное училище не будетъ соотвѣтствовать цѣли, потому что въ него поступаютъ дѣти ничему еще не научившіеся; слѣдовательно учители должны терять сперва много времени въ обученіи поступившихъ буквамъ, складамъ, чтенію, и письму». — Но такъ какъ средствъ на открытіе этого училища не оказывалось, то Максимъ Васильевичъ началъ съ 1805 года каждогодно жертвовать изъ своего смотрительскаго жалованья по 100 рублей на это училище и на вспомоществованіе бѣднымъ ученикамъ. Изъ этой суммы по 40 рублей назначалось въ годъ приходскому учителю, по 20 рублей выдавалось двумъ бѣднымъ ученикамъ, переходившимъ изъ приходскаго въ уѣздное училище и по 20 руб. на учебныя пособія и на награды прилежнымъ ученикамъ. Такимъ образомъ, благодаря великодушному пожертвованію добраго о. протоіерея, приходское училище было открыто. Всячески и вездѣ изыскивая способы къ увеличенію денежныхъ училищныхъ средствъ, бывшихъ весьма скудными, онъ въ 1806 году убѣдилъ графа Владиміра Григорьевича Орлова уступить въ пользу Тотемскаго уѣзднаго училища имѣвшійся у него въ Тотьмѣ на секундъ-маіорѣ Пановѣ денежный искъ, по которому досталось въ пользу училища 1656 руб. 15 коп. Впослѣдствіи (съ 1820 и 1824 г. г.) онъ же склонилъ городскую думу, вмѣсто 155 рублей каждогодно отпускать въ пособіе уѣздному училищу по 200 рублей, а на содержаніе приходскаго училища по 100 рублей въ годъ изъ городскихъ доходовъ. До 1809 года уѣздное и приходское училища не имѣли собственнаго помѣщенія, а помѣщались на наемныхъ квартирахъ, бол. частію весьма неудобныхъ. Максимъ Васильевичъ, силою своего убѣжденія, устранилъ и этотъ недостатокъ. Въ 1809 году онъ убѣдилъ богатаго Тотемскаго купца Холодилова подарить училищу довольно помѣстительный домъ, стоившій болѣе 1400 руб. серебр. и на исправленіе и приспособленіе его пожертвовать 1000 рублей. Въ этомъ домѣ, за помѣщеніемъ обоихъ училищъ, устроены были квартиры и для учителей. Онъ же убѣдилъ городскаго голову коллежскаго ассессора Кузнецова къ пожертвованію въ пользу училищъ каменнаго дома при Леденгскомъ соляномъ заводѣ въ 35 верстахъ отъ г. Тотьмы; доходъ съ этого дома усилилъ средства училищныя. Въ 1815 году училищный домъ, пожертвованный Холодиловымъ, едва не сгорѣлъ во время сильнаго пожара, случившагося въ Тотьмѣ. Въ это-то время со всею силою обнаружились заботы Максима Васил. о любезномъ ему училищѣ. Пожаръ произошелъ 14 іюня и истребилъ двѣ трети города. Домъ протоіерея загорѣлся въ самомъ началѣ пожара, и хозяинъ, оставивъ собственное имущество па произволъ судьбы, съ опасностію жизпи спасалъ какой-то комодъ съ училищными дѣлами и книгами, который однакоже, какъ послѣ доносилъ Савиновъ дирекціи училищъ, «отъ тяжести и торопливости бывъ уроненъ съ лѣстницы, разбился, и ящики изъ него выпали, и по сей причинѣ нѣкоторыя бумаги, книги и разныя мелочи во время переноски были уронены и разнесены вѣтромъ». Дѣла училищныя, спасенныя отъ пламени, отнесены были однако въ безопасное мѣсто. Послѣ того протоіерей поспѣшилъ къ дому духовнаго правленія и собору для спасенія церковной утвари и архива; но домъ правленія и соборъ съ колокольнею сдѣлались жертвою пламени. Пожаръ сталъ уже распространяться повсюду, и Савиновъ, не смотря на истощеніе силъ и изнеможеніе, отправился къ училищному дому, изъ котораго, при помощи учителей, вынесены были въ поле книги, ландкарты и другія училищныя принадлежности, такъ какъ зданія, ближайшія къ училищу, уже объяты были пламенемъ, и пожаръ съ трудомъ остановленъ былъ только чрезъ домъ отъ училища. Протоіерей, лишивішись пристанища, провелъ послѣ того трое сутокъ на берегу Сухоны, подъ открытымъ небомъ. Упомянутый пожаръ доставилъ новый случай къ доказательству того, на сколько было сильно и вліятельно слово убѣжденія Максима Васильевича. Когда, по поводу обгорѣнія Богоявленскаго собора, о. протоіерей обратился и къ ближнимъ и къ дальнимъ боголюбцамъ съ своими краснорѣчивыми воззваніями о пожертвованіяхъ на возобновленіе собора, то въ непродолжительное время собралъ столь значительныя суммы, что могъ почти заново перестроить соборъ, изъ одноэтажнаго сдѣлалъ его двухэтажнымъ, въ италіянскомъ вкусѣ, съ колоннами и шпицемъ по срединѣ. Максимъ Васильевичъ велъ обширную переписку и пользовался лестною извѣстностію въ обѣихъ нашихъ столицахъ. Между прочимъ онъ былъ извѣстенъ министру духовныхъ дѣлъ и народнаго просвѣщенія князю Голицыну и, безъ сомнѣнія, вслѣдствіе его рекомендаціи, былъ въ 1820 году, по Высочайшему повелѣнію, командированъ въ Яренскій и Устьсысольскій уѣзды для свиданія съ пріѣзжающими туда изъ Архангельской губерніи Самоѣдами, для узнанія ихъ образа мыслей, наклонностей и обычаевъ и для изложенія своего мнѣнія о средствахъ къ обращенію этого народа въ христіанство, что имъ и было исполнено и одобрено не только министромъ духовныхъ дѣлъ и народнаго просвѣщенія, но и принято Государемъ съ благосклоннымъ вниманіемъ. За усердную службу Савиновъ въ 1801 году награжденъ былъ скуфьею, въ 1806 г., «а пожертвованіе 100 р. въ годъ въ пользу училища, — сребропозолоченымъ крестомъ для ношенія на персяхъ, въ 1810г. — камилавкою, въ 1818 г. — бронзовымъ крестомъ въ память войны 1812 года и въ 1820 году орденомъ св. Анны 3-й степени. Сверхъ означенныхъ наградъ, Государь Императоръ въ 1820 году соизволилъ пожаловать ему тысячу рублей. Остается упомянуть еще объ одномъ, важномъ въ жизни о. М. В. Савинова обстоятельствѣ, о которомъ въ послужномъ его спискѣ значится такъ: «въ 1796 году, въ бывшей въ Тотемскомъ Спасосуморинѣ монастырѣ секретной коммиссіи по случаю обрѣтенія мощей, былъ присутствующимъ и потомъ находился при всѣхъ слѣдствіяхъ и свидѣтельствахъ, относящихся къ сему предмету». Максимъ Васильевичъ скончался въ 1840 году, Октября 7 дня, на 73 году жизни и погребенъ предъ входомъ въ соборъ въ устроенной имъ при жизни каменной часовнѣ. Вотъ сочиненная имъ для себя эпитафія: Родился, жилъ, грѣшилъ и умеръ я, Вотъ вся исторія моя. Кого обидѣлъ, соблазнилъ примѣромъ, Прощенія прошу у всѣхъ, И самъ другихъ прощаю равной мѣрой, Загладится прощеньемъ грѣхъ. Прохожіе! мой смѣло прахъ топчите, Но о спасеніи души Хоть вздохъ одинъ на небеса пошлите. А Ты, Спаситель мой, внуши Безмолвное сіе сердецъ моленье И даруй мнѣ упокоенье. Кромѣ эпитафіи, сохранилось немало и другихъ его стихотвореній, особенно переложепій въ стихи псалмовъ и разныхъ церковныхъ пѣсней. Въ заключеніе приводимъ одно шуточное его стихотвореніе, подъ заглавіемъ „Дребедень" изъ котораго видно, что въ молодости Максимъ Вас. обучался въ Архангельской епархіи: „Въ старинные бывало годы Любили щеголять перомъ, Писать па всякій случай оды И поднося ихъ, бить челомъ. *** О времена благословенны, О вѣкъ счастливый, золотой! Всѣ вещи были окропленны Кастальскою тогда водой *** Насталъ ли новаго день года, Иль святки, иль пасхальны дни, На все была готова ода, Стихи родились какъ блины. *** Не много требуется спросивъ, Кто первый былъ писатель одъ, То былъ Михайло Ломоносовъ, Рыбакъ - крестьянинъ, мореходъ. *** Въ странѣ, гдѣ геній сей родился, Я въ молодыхъ лѣтахъ живалъ, Гдѣ часослову онъ учился, Я оды тутъ его читалъ. *** Читалъ—и духомъ восхищался, Стиховъ любуясь красотой, Читалъ— и болѣе плѣнялся Его крестьянской простотой. *** Вкусивъ Парнасскихъ сладость соковъ, Всѣ бросились стихи писать, Барковъ, Херасковъ, Сумароковъ, Петровъ... но всѣхъ не сосчитать *** Еще ко утреннему пѣнь Не билъ въ кимвалы пономарь, Я мыслей мрачныхъ къ развлеченью Взялъ въ руки старый календарь— *** И чтожъ? сегодня Стратилата Святаго празднуется день,— Пойдемъ, поздравимъ друга, брата, И скажемъ оду—дребедень. Н.С-въ