Сайт семейной истории Петровых

Богородицкий парк

"не было б нимало постыдно для нас то, когда б
были у нас сады ни Англинские, ни Французские, а
наши собственные и изобретенные самими нами,
и когда б мы называть их стали Российскими"
А.Т. Болотов.

На строительство парка (см. интерактивную карту) Болотов нарядил множество народу - человек двести. Нужно было проделать огромную работу - создать парк на практически голом, безводном месте.

Вид на источник с противопложного берега Уперты (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)

Первой же проблемой, с которой столкнулся Андрей Тимофеевич, было отсутствие источника воды, так необходимого для создания водных украшений парка - прудов, водопадов. Единственный значительный источник был найден в почти двух верстах от парка, да и между ними лежали два холма и долина. К тому же, как выяснилось, ключ был слишком низко для реализации задумок Андрея Тимофеевича. Болотов решает родник поднять, для этого родник постепенно засыпают песком до тех пор, пока он не начинает вытекать на 3 метра выше. Но на этом проблемы не закончились, едва начинаются работы по проведению ручья к парку, как выяснилось, что почти вся вода уходит в землю - грунт был слишком рыхлым. Дно и стенки ручейка пришлось выкладывать синей глиной, которую можно было разбивать на тонкие пластинки. Водовод был выполнен как настоящий ручей - он то сужался, то расширялся, то пропадал и вновь появлялся. Позднее Болотов нашел еще один источник, уже неподалеку и на высоком месте, а впоследствии Андрей Тимофеевич устраивает еще один водовод из пруда в Церериной роще. Конечно, все это стоило огромных трудов, но зато парк получил достаточное количество воды.

Другую сложность составляла посадка деревьев (сажали их уже взрослыми), которых требовалось огромное количество. За весну такое количество деревьев посадить не успели, и Болотов решает продолжить работу и летом. У Андрея Тимофеевича к этому времени накопился достаточный опыт садовода, что способствовало успеху предприятия. При пересадке соблюдались величайшая аккуратность, чтобы не повредить и не обнажить корней саженцев. Каждое дерево и куст выкапывались с большим комом земли и растущей сверху травой. Деревца даже отправлялись на телегах к месту посадки только в стоячем положении. Ямки выкапывались непосредственно перед самой посадкой, после чего деревца поливались водой два раза в день. Деревья успешно принялись на новом месте и в кратчайший срок - за весну и часть лета - холмистые берегах Большого богородицкого пруда покрылись живописными рощами, перелесками, которые чередовались со светлыми полянами.

Осенью и следующей весной работа по пересадке деревьев продолжилась. Всего их было посажено несколько десятков тысяч. Во время строительства парка Андрей Тимофеевич присутствует в парке практически постоянно, буквально разрывается на части. Еще бы, ведь делались вещи совершенно небывалые, о которых прежде тут никто представления не имел.

Восстановить облик богородицкого парка помогают автобиографические записки А.Т. Болотова, рисунки сделанные им и его сыном Павлом (в Государственном Историческом музее хранится альбом под названием "Виды имения Бобринских, Богородицк, 1786"), план богородицкой усадьбы. Так что мы имеем достаточное представление о том, каким был этот парк в лучшие свои годы.

Вид на Нижний пруд с березового острова (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)
Нижний пруд и вечерняя сиделка (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)

У самого подножья склона к северо-западу от дворца располагался главный водоем парка - Нижний пруд. От Большого пруда он отделялся платиной, обсаженной деревьями. Тропинка вокруг нижнего пруда была одним из лучших маршрутов для прогулок. Береговой линии Болотов придал естественные извилистые очертания, а каждому полуостровку или заливчику отводилось определенная роль в создании "картины". Пруд был длинным и несколько изогнутым, что позволяло показывать его гуляющим не весь сразу, а постепенно, шаг за шагом открывая новые виды. Посредине пруда были созданы островки, на одном из них установили мраморный бюст, а на другом высадили крошечную березовую рощицу, а на оба берега были перекинуты мостики.

Вид на развалины высеченные в песке (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)
Внутренний вид пещер (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)
Большой каскад водопадов в Богороицком парке (акварель А.Т. и П.А. Бототоых)

В другом месте крутого берега Большого пруда было найдено отложение песков, составляющее огромную слежавшуюся глыбу. Глыба пестрила разнообразными прожилками, вкраплениями, пятнами песков всевозможных оттенков - красные, розовые, зеленые, желтые, кофейные. Болотову пришла мысль, высечь внутри этой глыбы просторные пещеры, так, чтобы по ним можно было ходить, любуясь красотой песков. А снаружи было сделано подобие развалин некоторого подземного здания - с окнами, дверями, крыльцом, а также лежащими в беспорядке остатками колонн и других архитектурных деталей. У входа в пещеру был создан сверкающий ревущий водопад, которому Болотов придал вид каменного утеса.

Вид с вечерней сиделки (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)
Полуденная сиделка (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)

Гуляя по парку можно было встретить места, предназначенные для отдыха. Одним из таких мест была вечерняя сиделка - скамейка, расположенная у пруда напротив беседки-ротонды. Отсюда можно было любоваться нагорной частью парка, с ее лесочками, садовыми зданиями, дворцом, которые отражались на поверхности пруда. Вечерней она называлась из-за того, что вечером этот вид был особенно хорош.

Жилище Эхи (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)
Голубой мостик (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)

С севера дворцовый холм ограничивает долина, прозванная "Эхонической". Здесь был устроен каскад из нескольких небольших, но живописных прудиков. Свое имя долина получила от любопытнейшего сооружения парка - павильона "Жилище Эхи". Павильон состоял из двух срубов, соединенных аркой и выкрашен был так, чтобы иметь вид старого каменного здания слегка тронутого разрушениями. Здание обнаружило удивительное свойство - оно очень ясно и чисто повторяло звуки, произносимые с одного единственного места - в 70 саженях (около 150 метров) напротив него. Таким образом, павильон стал источником постоянных развлечений для гостей.

Приятный уголок был создан перед Казанской церковью, где выкопали небольшой четырехугольный прудик, вокруг которого были посажены березки.

Парк был наполнен всевозможными зданиями, сооружениями, хитроумными "затеями", на которые Андрей Тимофеевич был великий мастер. Наиболее простой из его выдумок была "улитка" - тип широко распространенных в ту пору водяных забав. Болотов устроил из дерна небольшой бугорок в форме улитки. Гости подходили, взбирались на него, а в это время по условленному знаку открывался находящийся рядом шлюз. Вода устремлялась к улитке и окружала ее сплошным озерцом. Грубоватые шутки такого рода были тогда в ходу. Потом перебрасывались мостки, и гости могли выбраться на сухое место.

Площадка над гротом (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)

Большой интерес вызывал подземный грот. В землю были врыты два сруба - четырехугольный и поставленный на него восьмиугольный, которые образовали внутренность грота. Тут тоже не обходилось без розыгрыша. Входя внутрь, гость с удивлением обнаруживал направляющегося к нему навстречу человека, останавливался в нерешительности, снимал шляпу, чтобы раскланяться, и... слышал взрыв смеха окружающих. Оказывается, в замешательство его привело собственное отражение в помещенном напротив зеркале. Затем посетителя ошеломляла необыкновенная красота самого грота, стены которого были отделаны позолоченными, посеребренными, выкрашенными в различные цвета ракушками, богородицкими разноцветными песками, истертой смолой, мелким бутылочным стеклом. Все это сверкало, переливалось. Внутри грот освещался естественным светом, так как в верхней части имел окна. Здесь ожидал еще один сюрприз. Укрепленные против окон под определенным углом зеркала позволяли сидящему внутри смотреть на город, пруд. Снаружи это сооружение представляло собой небольшой холмик, увенчанный мраморной статуей.

В парке были также "обманные" здания. В одном месте гость замечал вдали величественные развалины старинного монастыря. Подойдя ближе, он видел, что это всего лишь бутафория, но сделанная со знанием законов перспективы. В другом уголке парка можно было найти выполненную из земли руину "каменной" башни.

Строительство Богородицкого парка заняло в основном два года - 1784-й и 1785-й. После 1786 года Болотов уже почти ничего нового в парке не создавал, велся только уход за насаждениями, поддерживались постройки, сооружения, водная система. Все это делалось с большой тщательностью. Болотов завел специальную бригаду садовых рабочих из бобылей (бедных, не имеющих собственного хозяйства), которых он собрал по всей волости. Строительство и содержание парка ложилось тяжелым грузом на волостных крестьян и, отдавая должное А.Т. Болотову, нельзя забывать о людях, чьим трудом все это было создано.

Вид в Богороицком парке (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)

Андрей Тимофеевич неустанно холил свое детище, содержал его в образцовом состоянии, так, что парк всегда можно было показывать и гостям, то и дело приезжавшим в Богородицк, и императрице, прибытия которой здесь ждали одно время.

Современники Болотова были чрезвычайно высокого мнения о Богородицком парке, его называли "Чудом здешнего края". В начале 1800-х годов писатель В.А. Левшин описал парк, воздав должное его пейзажам, и рассказ о нем закончил следующими словами: ":Заслуживал он отвлечь путешественника с прямой его дороги, чтобы осмотреть красоты сего места, достойные любопытства".

Средний пруд в Богороицком парке (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)

Проезжающие в этих краях нередко "отвлекались" в сторону Богородицка. В числе посетителей, названных А.Т. Болотовым в его воспоминаниях были: граф Строганов, князь Репнин, фельдмаршал Прозоровский, князь и княгиня Щербатовы. Побывали в Богородицке и крымский хан, и иностранец-путешественник граф Монтейфель, и многие другие именитые гости. Иные приезжали не только посмотреть, но и поучиться садовому искусству.

В 1797 году, после смерти императрицы, А.Т Болотов навсегда покидает Богородицк и его парк постепенно начинает приходить в запустение.

После отъезда Болотова парк надолго остался без настоящего присмотра. Ни владельцы, ни управляющие не заботились о сохранении и поддержании всего того, что с таким трудом и с такой любовью было сделано. Разрушающиеся постройки, водоводы, мелевшие пруды никто не восстанавливал.

Во второй половине XIX века парк вновь пережил возрождение. Его владелец, внук первого графа Бобринского, А.П. Бобринский немало поработал над ним. Парк был расширен, к северо-востоку от дворца выросли липовые и лиственничные аллеи (кстати, лиственница была впервые привезена в эти места), которым была дана прямоугольная планировка, а между ними сделаны открытые солнечные площадки. В ту пору в богородицкой усадьбе бывал Л. Н. Толстой, и парк стал прототипом имения Вронского в "Анне Карениной", так Богородицкий парк попал в мировую литературу.

Дворец в Богороицком парке после 1941г.

Великая Отечественная война нанесла тяжелые раны Богородицку и усадьбе. От дворца осталась полуразрушенная коробка, поредел и стал быстро приходить в запустение парк, была уничтожена Церерина роща. Гордость Богородицка находилась под угрозой полного уничтожения.

П.А. Кобяков, С.А. Потапов - руководители восстановления дворца

Общественность города, не ожидая "подарка судьбы", забила тревогу. Началась борьба за восстановление ансамбля, которую организовала группа энтузиастов. Позднее горисполком создал совет по реставрации дворцово-паркового комплекса. Нужно было убедить власти в возможности реставрации дворца, который уже готовили к сносу, получить поддержку московских и областных организаций. Огромную роль в этой работе сыграли: Н.В. Ломакин, В.С. Подрезова, П.А. Кобяков, С.А. Потапов, П.С. Оскользина, В.В. Третьюхин и многие другие. К счастью, необходимая поддержка была получена, были выделены средства, значительную часть которых предоставило Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.

На помощь пришли специалисты из Москвы и Ленинграда: Л.В. Тыдман, М.П. Коржев, Е.М. Караваева, Н.А. Малеванов и многие другие. Были найдены многие архивные материалы - старые чертежи, планы, рисунки дворца и парка - все, без чего восстановление дворцово-паркового ансамбля было бы невозможным. Л.В. Тыдманом был составлен проект реставрации дворца, а М.П. Коржевым - проект восстановления парка. В проектировании приняли участие студенты Московского лесотехнического института. Специалисты оказали помощь в организации восстановительных работ. Большая часть этого огромного труда была выполнена безвозмездно, на общественных началах. Позднее разработку проектов восстановления дворца и парка продолжили московские реставрационные мастерские.

Сотни горожан работали на воскресниках по восстановлению дворца. Рабочие, служащие, пенсионеры, школьники - все принимали участие. В результате дворец был поднят из руин, восстановлена (кстати, благодаря рисункам А.Т. Болотова) Въездная башня-колокольня, разрушенная в 1929 году. Немало было сделано и по приведению в порядок старого парка: его восстановили в прежних границах, часть которого была занята различными организациями; выполнили ряд восстановительных работ. Силами общественности была вновь посажена Церерина роща.

Бабин А.П.
Источники

Совершить виртуальную прогулку по парку XVIII века.

Посмотреть акварели парка А.Т. и П.А. Болотовых XVIII века и описания к ним.