Сайт семейной истории Петровых

Путь с истинной и правдой (Кто такой Дмитрий Болотов)

В своих мемуарах создатель Богородицкого паркового ансамбля А.Т.Болотов оставил следующие строки: "получил с детства великую склонность к рисованию и маранью красками" то есть к живописи. Известен автопортрет Болотова, хранящийся в Эрмитаже.

Любовь к живописи унаследовали и потомки Андрея Тимофеевича. Его сын Павел Андреевич оставил акварели с видами болотовского парка, которые хранятся в историческом музее. Традиция продолжалась и в следующих поколениях. Правнук А.Т.Болотова, Дмитрий Михайлович, известный больше как художник прожил удивительную жизнь, оставившую след в отечественной культуре.

Он родился в 1837 году в имении своего деда по материнской линии в деревне Барыковке близ Бахметьева. В семнадцать лет Дмитрий поступил в Академию художеств в Петербурге. Годы учения отмечены двумя малыми и двумя большими серебряными медалями за хорошие познания в живописи исторической и портретной.

Одним из учителей Д.Болотова был профессор А.Т.Марков, благосклонно относящийся к студентам и поддерживавший молодые дарования. Он прекрасно рисовал, терпимо относился к живописи, которая подвергалась гонениям со стороны консервативно настроенных педагогов. Известен такой факт. Группа профессоров отказалась, допустит жанр и пейзаж на академические конкурсы. В итоге тринадцать художников, претендовавших на золотую медаль, не стали писать работу на заданную тему. Это были товарищи Болотова по академии, но как он сам отнесся к их поступку - неизвестно.

По свидетельству современников, Дмитрий Михайлович был заядлым спорщиком, остроумным собеседником. Вечерами художники часто собирались в уютном трактирчике около академии, пили чай, играли в бильярд и до глубокой ночи спорили об искусстве.

После академии к Д.М.Болотову пришла известность. Его оценили как мастера одухотворенного женского и детского портрета. О художнике заговорили в петербургском обществе, посыпались заказы от аристократов. Дмитрия Михайловича пригласили давать уроки рисования великим князьям и княжнам. О его творчестве с одобрением отозвался И.А.Айвазовский, за портрет которого Болотов был удостоен в 1876 году звания академика. Известность художнику снискали портреты Острицкого, Корнилова, П.К.Аленниковой-Клебер, В.П.Аваева, М.Н.Поливановой, членов семьи.

Казалось бы, жизнь Болотова обеспечена до старости и ничего не нарушит его колеи. Но... Иногда этого вполне светского человека посещали мысли о монашестве. Настоятель Реконской пустыни поддерживал в Болотове это настроение. К тому же его сестра София приняла монашество и стала первой настоятельницей Шамординского монастыря, основанного старцем Амвросием. Монахиней этого монастыря была и старшая сестра Л.Н.Толстого Марья Николаевна. София и познакомила Дмитрия Михайловича с оптинским старцем Амвросием, который был одним из прототипов старца Зосимы в "Братьях Карамазовых" Достоевского. Эта встреча окончательно укрепила Болотова в желании уйти в монастырь.

Закончив все дела в Петербурге, художник в 1886 году вернулся в Оптину пустынь и принял, в монашестве имя Даниила. Здесь он и остался до своей смерти в 1907 году. Странное дело: став монахом, Болотов не утратил прежней тяги к кипучей деятельности, не ушёл в мир молитв и постов. Он продолжил художественную работу, расписывая храмы. По-прежнему писал портреты детей, светских людей. Правда, к ним прибавились заказы от духовных лиц. Дмитрий Михайлович основывает две иконописные мастерские для молодых монахов и послушников - в Оптиной пустыни и Шамордине. Обучение в них велось по программе художественных училищ.

Примечательно, что в обучении Болотов исходил из принципов и приёмов живописных, а не древних иконописных. Ученики, совершенствуясь в технике, делали копии с "мирских" работ Боровиковского и других художников XVIII века.

До последних дней Дмитрий Михайлович оставался человеколюбивым и жизнерадостным художником, не утратил широты интересов и былой студенческой общительности. Он похоронен на территории знаменитого монастыря Оптиной пустыни, имеющего теперь статус литературного мемориального памятника.

В молодости студент Дмитрий Болотов записал в дневнике: "Ложь, лесть, мишура могут обмануть только по виду, но никогда не могут дать человеку то, что даёт ощутить истина и правда". Этот принцип художник пронес через всю жизнь.

Личность Д.М.Болотова и его творчество всё больше интересует исследователей и теоретиков искусства. Изысканиями в этой области занимаются известные искусствоведы Н.А.Павлович и А.Л.Толмачев. Данные о Болотове можно получить в Библиографическом словаре художников народов СССР.

Любимов И.


Читайте далее: "Станция называлась "Богородицк""