Сайт семейной истории Петровых

Главный архитектор золотого века Екатерины

К некоторым вещам настолько привыкаешь, что уже и не представляешь, как жил без них. Богородчане привыкли к своему парку с белокаменным дворцом, к раскинувшимся веером улочкам старой части города. И мало кто из нас задумывается о том, что некогда все было иначе. Ведь ежедневно осязаемая нами красота для начала должна была зародиться в чьем-то воображении…

Зимой 1744 года в семье московского дъякона Егора Старова родился сын Иван. Уже четырнадцатилетним подростком по результатам экзамена его зачисляют в архитектурный класс только что учрежденной Императорской Академии художеств, по окончании которой Старов получает шпагу (знак возведения в дворянство) и золотую медаль, дающую право на заграничную стажировку.

В 1762 году восемнадцатилетний Иван становится пенсионером. Так назвали выпускников, отправляемых за счет Академии за границу для дальнейшей стажировки в профессии. Срок стажировки всегда определялся в три года, но редко кто из пенсионеров в него укладывался. Старов не стал выделяться и из путешествия по Франции и Италии вернулся спустя шесть лет.
Уже в следующем 1769 году за проект Сухопутного шляхетского кадетского корпуса И.Е. Старов получает звание академика, после чего год за годом уверенно движется к званию главного архитектора эпохи Екатерины Великой.

В самом начале творческого пути, в 1771 году Иван Старов по заказу императрицы проектирует загородную усадьбу в Богородицке и сам город. Удивительным образом именно эта работа двадцатисемилетнего архитектора вобрала в себя многие приемы, ставшие позднее характерными признаками почерка мастера.

В плане богородицкого дворца Старов впервые объединил отдельные корпуса в единый ансамбль при помощи оград. Овальные залы, выступающие из фасада, возвышающаяся центральная часть и античный дух убранства внутренних покоев будут использованы зодчим многократно. Создавая ансамбль в Богородицке Старов включит в него оставшуюся от развалившейся крепости барочную колокольню, построенную неизвестным архитектором в начале XVIII века. Во всех позднейших работах Иван Егорович будет уважительно относиться к работам предшественников, будь то Растрелли или неизвестный мастер, виртуозно вписывая их в новые формы.

По проекту Старова в Богородицке помимо самого дворца строятся два дворцовых флигеля и Казанская церковь, считающаяся прообразом Троицкого собора Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. Западный фасад Казанской церкви с четырьмя колоннами портика, несущими фронтон, позднее будет повторен в проекте Таврического дворца. А портик бокового флигеля того же дворца будто скопирован с главного входа дворового фасада дворца в Богородицке.

Таврический дворец, на долгие десятилетия ставший предметом нескончаемых подражаний, Старов проектирует в 1783 году по заказу всесильного фаворита Екатерины II Григория Потемкина. Каждый относительно состоятельный помещик империи старался построить у себя в имении пусть не слишком большой, но утопающий в зелени парка белоснежный дом с колоннами, центр которого отводился под парадные, а флигели – под жилые покои. Даже Наполеон I, затеявший под Парижем строительство дворца для своего сына, повелел ввести в его проект элементы «одного из лучших дворцов Европы» - Таврического.

С этим дворцом связана одна из крупных авантюр главного фаворита императрицы. После окончания строительства Потемкин продает дворец в казну за 450 тысяч рублей. Подвох заключался в том, что параллельно с этим пал тот самый Измаил и Россия одержала победу в очередной войне с Турцией. В качестве награды за победу Сенат вручил генерал-фельдмаршалу Потемкину похвальную грамоту и … Таврический дворец!

Не обошлись без Старова и легендарные потемкинские деревни. По проекту мастера на юге империи возводились многочисленные путевые дворцы и даже верстовые столбы по пути следования императрицы.

Старов был восьмым архитектором, получившим задание разработать проект Троицкого собора Александро-Невской лавры. И он же стал первым, кому этот величественный собор удался. Главным подводным камнем проекта была необходимость вписать собор в уже существующие беспорядочные постройки монастыря. На время правления Екатерины II, Павла I и до постройки в середине царствования Александра I Казанского собора Троицкий собор останется главным храмом столицы.

В 1771 году, работая над богородицкой усадьбой, Старов создает и план веерной застройки Богородицка (прим. ред. на самом деле план веерной застройки Богородицка принадлежит не Старову, а А.Т.Болотову; см. Новый "Регулярный Богородицк"). По другую сторону пруда, над которым возвышается дворец, мастер размещает шестиугольную городскую площадь, как бы распахнутую на водоем и парящий над ним дворец. От площади веером вверх расходятся прямые улицы с бульварами, зрительно сходящимися на фасаде господствующего над городом дворца. Этот вид на пять улиц Богородицка открывается из обращенных к городу окон дворца до сих пор.

По легенде Екатерина II уронила свой веер с высокого бельведера богородицкого дворца, после чего повелела придать городу форму своей случайной потери. Увы, но красивая легенда не имеет отношения к реальности. Однако известно, что матушка Екатерина лично утвердила план Богородицка и даже переслала его Вольтеру, сравнив с «чистым цветником».
На деле же будущий «цветник» для начала расчистили от хаотичных построек. Для обозначения границ новых кварталов по краям улиц высадили деревья, после чего годные старые дома перетащили на новые места, а взамен негодных стали возводить новые. Живой свидетель тех событий - жилой дом 69 по улице Коммунаров (перекресток с ул. Урицкого). Его северо-восточный угол, повторяя линии веерной застройки, заметно больше 90 градусов. Под поздней штукатуркой первого этажа (второй надстроен в ХIХ веке) таится фасад в духе классицизма с лучковыми перемычками проемов, простыми угловыми тягами и карнизом, а под самим домом – подвал со сводами. Возможно дом построен по типовому проекту тульского архитектора К.С. Сокольникова, по проекту которого неподалеку тогда же возведено здание соляной лавки, известное нам как магазин «Охота».

С 1772 по 1774 год И.Е.Старов возглавляет комиссию, ведавшую застройкой Петербурга, Москвы и прочих городов страны. В эти годы зодчий разрабатывает планы застройки Томска, Пскова, Нарвы, Великого Устюга, Осташкова, Воронежа и других городов. Именно со Старова началась застройка российских городов домами по типовым проектам в стиле классицизма.

Квартирный вопрос был актуален уже в XVIII веке, и в том числе для царской семьи. Признанный мастер интерьера Старов, четырнадцать лет возглавлявший «Контору строений ее императорского величества домов и садов», регулярно приглашался для перепланировки и отделки жилых и парадных покоев Зимнего, Мраморного, Аничкова, Останкинского и многих других столичных и загородных дворцов. Среди заказчиков зодчего Шереметьевы, Голицыны, Демидовы, Гагарины, Меньшиковы, светлейший князь Потемкин и сама Екатерина Великая. Кстати, женат Иван Егорович был на Наталье Григорьевне Демидовой - внучке знаменитого тульского металлургического магната Никиты Демидова.

В век безудержной парадности, часто вопреки здравому смыслу оттеснявшей на задний план удобство, творения Старова оказывались удивительно функциональны и при всех прочих достоинствах куда дешевле работ его коллег. В ряде случаев он лично контролировал строительство, оплачивая работу подрядчика и выделяя деньги на новый этап стройки только после принятия предыдущего. Не случайно именно под недремлющим оком мастера в столице возводились стены спроектированных другими архитекторами Казанского собора, Михайловского дворца, застраивался Невский проспект.

Старов, как правило, выезжал на место будущей стройки, дабы привязать все сооружения к местности. Прежде всего это относилось к загородным усадьбам. Точных данных о посещении архитектором Богородицка не сохранилось. Мы можем лишь предполагать, что молодой Иван Егорович, подойдя с особым рвением к заказу императрицы, прибыл в нашу провинцию.

Тем не менее, дух мастера незримо живет в Богородицке вот уже третье столетие. За это время и город, и дворец неоднократно менялись, перестраивались и разрушались. Но стоит лишь однажды увидеть богородицкую усадьбу, чтобы понять, что истинная красота, созданная гением главного архитектора золотого века Екатерины, вечна. 

Литература:

1. Воронов В.Г. «Иван Старов – главный архитектор эпохи Екатерины Великой». СПб: «Искусство», 2008.

2. Вергунов А.П., Горохов В.А. «Русские сады и парки». М: «Наука», 1988.

3. Кючарианц Д.А. «Иван Старов». СПб, «Стройиздат - СПб», 1997.

4. Шквариков В.А. «Очерк истории планировки и застройки русских городов». М: «Стройиздат», 1954.

Дмитрий Мореев


Читайте далее: "Трое из рода Болотовых"