Из чего сделаны Русские?

Эта история построена на старых легендах о наших предках, сохранившихся в устном предании и слишком древних, чтоб проверка их по документам когда-нибудь позволила их подтвердить или уточнить. Тем интереснее заглянуть в древние времена, когда страна наша была не Российской Федерацией, и не Советским Союзом. Не было в те времена и Российской Империи и даже Российское царство государь всея Руси и великий князь Московский Иван IV Грозный объявил много позже описываемых событий.

Итак, в далеком 6916 году... Да да, вы не ослышались – год шесть тысяч девятьсот шестнадцатый от сотворения мира. До введения привычного нам, исчисления лет от Рождества Христова нужно было ждать еще 300 лет, а тогда 1408 год назывался 6916м от Сотворения мира.

В это время в Литовском княжестве два князя, два родных брата Ягайло и Свидригайло никак не могли поделить престол великокняжеский. Старший брат Ягайло имел на него законные права, но и у младшего Свидригайло было множество поклонников. Старший брат дружил с польскими королями и даже подумывал об объединении с Польшей, младший же наоборот видел свою страну независимой от Польши, хотел дружбы с русскими и женат был на русской княжне. И именно это разногласие было причиной ожесточенной борьбы за власть. И вот в июле 1408 года Свидригайло вместе с группой князей отъехал в Москву к Василию I Дмитриевичу. История литовских князей подробно описана историками, я же обращу внимание на одного из прибывших с Свидригайло спутников - Александра Саня.

Приняв подданство Московского князя, Александр исправно служил новому государю. За усердную службу ему была пожалована вотчина близ Волока Ламского (сейчас это город Волоколамск) – село Язвище. От него то и пошла на Руси фамилия Санины – фамилия служивых людей и купечества. Род Саниных отличался глубокой верой и христианской добродетелью. Дожив до почтенного возраста, обычно отходили они от дел и принимали монашеский постриг. Известность же род Саниных приобрел благодаря прославленному в лике святых подвижнику. Один из правнуков Александра, Иоанн Санин, с молодых лет желал служить Богу и принял монашеский постриг в двадцатилетнем возрасте с именем Иосиф. Ученик преподобного Пафнутия Боровского, а позже и приемник его как настоятеля Боровского монастыря. А в 1479м оду игумен Иосиф удалился из Боровского монастыря и основал новый монастырь близ вотчин отца – Волоцкий монастырь, в котором и подвизался до 1515 года, когда мирно отошел ко Господу. За свою жизнь подвижник написал множество книг и статей на актуальные духовные вопросы. В лике святых он прославлен как преподобный Иосиф Волоцкий.

Семейное предание говорит, что преподобный Иосиф – близкий родственник, но был ли наш предок ему родным братом или двоюродным пока неведомо.

Теперь в своем повествовании оставлю Саниных, и обращу свой взор на наши восточные рубежи. В 1480 году великим стоянием на Угре закончилось на Руси татарское иго. Московское княжество набирало силу, Золотая орда же, наоборот, уже пережила свой расцвет и начала распадаться на множество частей, одна из которых заслуживает особого упоминания в нашей семейной истории. Ногайская орда занимала огромные территории, между Казанским ханством с запада и Сибирским ханством с востока, на юг простиралась до берегов Каспийского и Аральского морей. Но век у этого государства был не долог. В 1550х годах на ордынцев навалилось разом множество несчастий. Сначала в результате 3х летней засухи пал почти весь скот и начался голод. Обострилась междоусобная борьба. А следом пришла еще и эпидемия чумы. В это же время Иван Грозный завоевал Казань – крупнейший из Ордынских городов. Бею Ногайской орды не осталось ничего другого, как признать себя вассалом Ивана Грозного, что и случилось в 1557 году. Но не все ногаи признали новую власть, и часть орды откололась под названием Малые Ногаи, а оставшиеся под русским царем – соответственно Большие Ногаи.

На Руси всегда очень бережно относились к покоренным народам. Их элиты включались в элиты Московского царства. Покоренным народам позволяли сохранять свою веру. Так и татары и ногаи в массе своей оставались мусульманами. Многие мурзы Больших Ногаев стали дворянами в Московском царстве – даже для этого было не обязательно принимать православие. А вот один из мурз, чье мусульманское имя семейное предание не сохранило, принял крещение в веру православную с именем Ма́ксим. Светская власть Максима не привлекала, и он остался в родных землях, расположенных на территории нынешней Башкирии. Как рассказывал дядя Никита, живший ребенком в Белебее в 1920х-1930х годах, старожилы говорили ему что он не из Макси́мовых, а из Ма́ксимовых, подчеркивая важность ударения на первом слоге. И рассказывали о знатности основоположника фамилии. Возможно, в нашем случаи фамилию Ма́ксимовы, правильнее считать производной не от христианского имени Максим и соответственно латинского слова maximus, а от созвучного ему по звучанию и смыслу Башкирского слова «мөһим», означающего «важнейший, главный...».

Зачем же две столь разные истории о литовском и татарском родах оказались в одной статье? Не только потому, что литовцы и татары издревле были злыми врагами нашего отечества: В XIX веке обе эти истории получили общее продолжение:

27 апреля 1880 года в Георгиевской церкви города Казани были венчаны преподаватель Казанской учительской школы Николай Андреевич Максимов и Казанского мещанина Антона Матвеевича Санина дочь девица Мария Антоновна. У Николая Андреевича и Марьи Антоновны родилось 5 детей Владимир, Константин, Алексей, Екатерина и Серафима. О каждом из них могут быть рассказаны свои истории, но в заголовке этой статьи был сформулирован вопрос «из чего сделаны русские?». Так вот: вопрос о национальности потомков Николая Андреевича и Марьи Антоновны никогда не вызывал сомнения – конечно русские.

Как прокомментировала моя дочка – это как щелочь и кислота – смешиваем врагов Руси с востока и запада и получаем русских.

легенды записал Алексей Петров
10.12.2018