Село Иевлево у Малицкого

страницы 134-135 из книги Приходы и церкви Тульской епархии : извлечение из церковно-приходских летописей. - Тула, 1895,

так же можно почитать:
современная статья об истории села
Статья Алексея Петрова о строительстве каменного храма в Иевлево
Челобитная 1670 года царю Алексею Михайловичу о проблемах при строительстве деревянного храма


Село Ӏовлево лежитъ при р.Упертѣ, въ 60 в. от Тулы, въ 9 в. отъ Богородицка и въ такомъ же разстояніи отъ ст.Богородицкъ Елецкой вѣтви Сызранско-Вяземсокй ж.д. Мѣстность прихода дов. Возвышенная, расположенная вблизи лѣсовъ. О времени возникновенія прихода сѣдѣній не сохранилось; несомнѣнно только, что въ 30 годахъ прошлаго столѣтія онъ уже существовалъ, какъ это видно изъ сохранившагося въ церковномъ архивѣ одного Высочайшего указа. Отчего получило свое названіе село, точныхъ свѣдѣній не имѣется. Въ церковныхъ актахъ село называется различно: иногда Ивлевымъ, иногда Ӏвлевымъ, а больше, особенно в послѣднее время, Ӏовлевымъ. Нѣкоторые изъ старожиловъ передаютъ, по прѣданію, что село получило свое названіе отъ перваго поселенца въ этой мѣстности, носившаго имя Ӏова, но преданіе это не внушаетъ довѣрія. Болѣе правдоподобнымъ можно признать происхожденіе названія от дерева ивы. Ниже села Ӏовлева, по течению р.Уперта, на протяженіи 5 в. находится равнина, заливаемая въ полую воду и поросшая кустарникомъ ивы. Въ настоящее время его не особенно много, но въ древнее время, по рассказамъ старожиловъ, вся эта равнина настолько была покрыта кустарниками и усѣяна кочками, что вода на ней не просыхала, скотъ не могъ пастись, чѣловекъ ходилъ съ осторожностію и водилось много дичи. Первоначально приходъ села Ӏовлева состоялъ из деревень: Кобылинки, Березовки, Дубовки, Степановки, Горокъ и Подлѣснаго, населенныхъ, по рассказамъ графа Бобринского, изъ ближайшихъ губерній; но въ 1848г. образовались новые деревни: Исаіевка, Мшищи, Бѣлоозеро. Въ такомъ составе деревень приходъ существуетъ и въ настоящее время съ населениемъ въ 3889 д.м.п. и 4040 ж.п. Кромѣ земедѣлія, многіе занимаются каменными и плотничными работами, дѣлают телѣги, снабжая ими ближайшіе рынки. Лѣтъ 15-ть тому назадъ была попытка со стороны хлыстовъ посѣять в предѣлахъ прихода сѣмена своего лжеученія, но она не удалась.

О первоначальномъ храмѣ въ приходѣ мало сохранилось свѣдѣній. По преданію, первый храмъ был деревянный, не большаго размѣра, находился въ недалекомъ разстояніи отъ настоящего храма. На этомъ мѣстѣ въ настоящее время стоитъ каменная тумба. Храмъ этотъ проданъ в сосѣднее село Черняевку, гдѣ перестроенъ въ придѣльный и цѣлъ доселѣ. Существующій въ приходѣ храмъ во имя св. Чудотворца Николая выстроенъ вх 1792 г. каменнымъ зданіемъ на средства прихожанъ, съ пособіемъ отъ графа Бобринскаго, отпускавшаго лѣсъ изъ своихъ дачъ от чего одинъ изъ лѣсовъ села Ӏовлева названіе «храмнаго». (примечание составителя – в моем понимании Бобринские необоснованно «примазались» к храму. В 1792 году храм был уже освящен, а земли графу были пожалованы в 1796 только году.) Въ 1848 г., вслѣдствіе увеличенія населенія въ приходѣ, храмх был расширенъ пристройкою къ нему двухъ каменныхъ придѣловъ; съ южной стороны во имя св. Троицы, съ сѣверной во имя мчк. Флора и Лавра. Но по неизвѣстнымъ причинамъ придѣлы эти были оставлены не освященными до 60-хъ годовъ: одинъ изъ нихъ освященъ былъ въ 1859 г., другой вх 1863-мъ г. – придѣлы эти устроены на средства прихожанъ. Въ 1882 г. иконостасъ главнаго храма замѣненъ былъ новымъ. Особо чтимыя иконы храма – образъ Спасителя (рѣзной), сѣдящаго въ темницѣ, и образъ св. Николая Чудотворца. Причтъ состоитъ изъ трехъ священниковъ, діакона и трехъ псаломщиковъ.

Съ 1867 г. въ приходѣ существуетъ церковно-приходское попечительство. Съ 1880 г. открыта земская школа: кромѣ того, въ приходѣ существуетъ 12-ть школъ грамоты, а съ 1894 г. открыта женская церковно-приходская школа.