Упразднение Богородицких слобод (деревня Крутой Верх - история образования)

Город Богородицк был основан в составе Засечной черты, как форпост на южных рубежах Московского царства для обороны от набегов Крымских татар. Регулярных войск в гарнизоне было мало – основу оборонительной мощи города составляли пашенные (или пахотные) солдаты. Это сословие жило на своей земле и как крестьяне ее обрабатывали. Но, с другой стороны, были вооружены и находились в готовности вступить в бой, если возникнет в этом потребность.

При рассмотрении переписи Богородицкого уезда 1710 года, можно обратить внимание, что жители Пушкарской и Стрелецкой слобод явно записаны как солдаты. Жители Ломовской слободы – у них нет указания на род деятельности, а для жителей окрестных сел явно написано «крестьянин». Крестьяне платили подати, а для солдат податей не предусматривалось – их заменяла воинская служба. К середине XVIII века границы укатились далеко на юг, в оборонительных рубежах в Богородицке отпала надобность. Так же и сословное устройство государства претерпевало изменения. В результате между 3 и 4 ревизиями (между 1763 и 1782 годами) можно видеть следы этих изменений:

В 1782 году уже нет Богородицких слобод. Появилась деревня Крутой верх, населенная государственными крестьянами. Половина крестьян помечены как «в прошлую ревизию написанные в Пушкарской слободе», другая половина «в Стрелецкой слободе». Но не все население слобод можно найти в этой деревне. Ревизия самого города Богородицка за 1782 год не сохранилась, но по следующей, 5й ревизии 1795 года можно отследить оставшуюся часть населения Пушкарской и Стрелецкой слобод – они стали мещанами города.

По всей видимости те семьи, что занимались преимущественно земледелием – стали крестьянами Крутого Верха, а те, что зарабатывали на жизнь ремесленным трудом – мещанами.

Еще я заметил интересный факт: в книге Малицкого написано, что Крутой Верх относится к приходу Покровской церкви города Богородицка. Но мои изыскания показали, что существенная часть жителей деревни в эту церковь не ходили. По Исповедной Ведомости 1834 года мне удалось восстановить картину: даже спустя несколько поколений, и уже после закрепощения, сохранялось разделение. Выходцы из Стрелецкой слободы – и правда ходили в Покровскую церковь, а вот выходцы из Пушкарской – в Казанскую церковь села Богородицкого.

июнь 2020, Алексей Петров