Село Иевлево. О строительстве каменного храма.

В XVII веке царь Алексей Михайлович основал на южных рубежах Московского царства множество острогов, сел и городов. Формировалась засечная черта для обороны от нашествий крымских татар. Личным повелением государя был построен в 1668 году деревянный храм в честь святителя Николая для поселившихся на Ивлевом болоте людей. С этого момента начинается история села Иевлево.

Храм был невелик, но вполне вмещал прихожан новопостроенного села. На 1670 год в селе 55 дворов, в которых живет 212 человек. Женщин не писали в эту перепись – речь только о мужчинах, а всего в храме, выходит, чуть больше 400 прихожан.

Прошло сто благополучных лет. Земля плодородная давала хорошие урожаи. Семьи выросли. Появились и новые переселенцы. Вокруг села основаны новые деревни, приписанные к приходу Никольской церкви. И вот по переписи 1782 года в селе Иевлево 837 мужчин и 851 женщина; в деревнях Березовке 26 мужчин и 26 женщин; в Дубовке 19 и 24; в Прилепи 40 и 37; в Горках 29 и 26; в Подлесном 40 и 40. Всего в приходе записано 1995 человек. В храм, где сто лет назад было свободно и просторно, впятеро выросший приход перестал помещаться.

Собрались крестьяне на сход. Обсудили, как быть и что делать. Долго совещались и решили: нужно строить новый большой храм. И строить на века храм каменный. Каменщики и плотники в селе свои есть. Лес рядом растет. Каменоломни тоже недалеко имеются. Осталось для строительства храма получить разрешение епископа и можно приступать. Выбрали лучших людей прихода, чтоб составить прошение правящему архиерею. Но беда в том, что грамоты никто не знает. Старостой села в это время был наш предок Никифор Григорьев Прокудин – он и возглавил делегацию в город Богородицк. В волостной канцелярии кликнули писаря, и громко споря между собой, как лучше написать, начали диктовать:

Преосвященнейшему Феодосию, епискому Коломенскому и Каширскому
Из канцелярии ея императорского величества Богородицкой и Бобриковской волости
доношенное
Богородицкой волости в селе Иевлеве церковь Божия во имя святого Николая чудотворца имеется деревянная, в место которой, того села Иевлева и приписанных деревень Березовки, Дубовки, Прилепи, Подлесного и Горок: все приходские люди, по усердию своему и по общему согласию желают в том же селе поблизости оной же деревянной церкви и от кладбища справа: на новом избранном весьма удобном и возвышенном месте, по учиненному архитекторскому плану построить в таковое ж наименование церковь каменную. Для которого строения и заготовляют все к тому потребная материалы и припасы. И для того они приходская люди волостные крестьяне, а именно села Иевлева выборные староста Никифор Григорьев сотенной Филимон Авдеев лучшие первостатейные люди Василей Санкин Симеон Никифоров Антон Старков; деревень Березовки староста Устин Кандратьев из редовых Пракофей Петров. Дубовки староста Иван Яковлев из редовых Григорий Михайлов. Прилеп староста Филат Парфенов, редовыя Яков Калинин, Ермол Михайлов. Подлесной староста Василий Данилов из редовых Ермол Матвеев, Горок староста Данила Федотов из рядовых Ефрем Дмитриев с товарищи со всеми приходскими людьми просили по команде в здшней канцелярии пред пастырским благоразсмотрением соизволили ваше преосвященство благословить: им, приходским людям по восприятому и к тому непременному намерению и усердному желанию: на предъявленном месте вновь каменную церковь построить. А имеющуюся ныне на кладбище деревянную церковь как оная еще вовсе крепкая то по построении каменной доколе оная деревянная церковь в другое куда потребно будет селение продана не будет, до того времени дотоле на том кладбище остатца оной церкви для погребения усопших. А по продаже и разобрании построй вместо оной церкви на том же месте часовню. И о том пожаловать вашего преосвященства храмозданную грамоту. А в реченном селе Иевлеве и в приписных деревнях находится приходящих молиться двести двенадцать дворов. В них мужеска пола девятьсот шестьдесят две, женска тысяча четыре, а обоего тысяча девятьсот шестьдесят шесть душ. И об оном вашему преосвященству канцелярия Богородицкой и Бобриковской волости покорнейше представляла просить на сие милостивой вашего преосвященства резолюции
Секретарь Прокофий Ефимов
Мая 12 дня 1786 года
Канцелярист Дмитрий Павлов

Прошение написали и с солдатом Филипом Романовым отправили к владыке. Тульская епархия образована была позднее, а в 1786 году управлял Богородицкими приходами епископ Феодосий из Коломны. От Богородицка до Коломны около 200 километров – сейчас за 3 часа на машине доехать можно, а если письмо почтой отправить неделю – полторы будет идти. 240 лет назад же прошение доставлено было на 4й день. Еще 4 дня ушло на сбор справок для епископа о селе, о церкви и принятие решения.

Подготовленное разрешение на строительство храма направили обратно с тем же солдатом и вот несколько дней спустя снова собрались прихожане и им прочли архиерейское благословение:

Дана сия храмозданная грамота Епархии Нашей Богородицкого уезда и Богородицкой же волости села Иевлева церкви святого Николая чудотворца приходским людям, понеже сего мая 16 дня в представленной нам из канцелярии Богородицкой и Бобриковской волостей доношения объявлено, оная де Николаевская церковь имеется деревянная в место которой того села Иевлева и приписных деревень Березовки, Дубовки, Прилеп, Подлесной и Горок, все приходские люди по усердию своему и по общему согласию желают в том же селе поблизости оной же деревянной церкви и от кладбища в право на новом избранном весьма удобном и возвышенном месте по учиненному архитекторскому плану построить в таковое же наименование церковь каменную, для которого строения и заготовляют вся к тому потребные материалы и припасы, и для того все приходская люди, а именно села Иевлева выборные староста Никифор Григорьев, сотеной Филимон Авдеев, первостатейные Василий Санкин, Симеон Никифоров Антон Старцев, Деревни Березовки староста Устин Кандратьев из редовых Прокопий Петров, Дубовки староста Иван Яковлев из редовых Григорий Михайлов, Прилеп староста Филат Парфенов, редовыя Яков Калинин, Ермол Михайлов, Подлесной староста Василий Данилов из редовых Ермол Матвеев, Горок староста Данила Федотов из рядовых Ефим Дмитриев с товарищи. Просих по команде воной канцелярии чтоб представить об оном к нам. Почему та канцелярия представляя просила нас да соблаговолено было то восприято от вас приходских людей непременному намерению и усердному желанию наперед явленом месте вновь каменную церковь построить, а имеющуюся ныне на кладбище деревянную церковь как оная еще во всем крепка то по построении каменной доколе оная деревянная церковь в другое куда потребно будет селение продана не будет, до того времени дозволить на том кладбище оставить оноя церковь для погребения усопших. а по продаже и по разобрании построить в место оной церкви на том же месте часовню. И о том дать храмозданную грамоту. А по справке в духовной нашей консистория по учиненным в 1784 году по городу Богородицку со уездом ведомостям во оном селе Иевлево значится приходских 219 дворов. Того ради мерность наша слушав того доношения и справки благословили в показанном селе Иевлеве в место означенной деревянной вновь каменного здания церковь Божию на удобном месте в вышеписанное имянования святого Николая Чудотворца по чину восточные церкви построить дозволить, и по построения оную церковь иконостасом и святыми иконами и прочим церковным благолепием узрить нам святые привнося и церковные уставы повелевают, по подобию других грекороссийских церквей, и святые иконы написанных все самым добрым и искусным изографии по греческому обыкновению, и в сложения перстов как благословящих так и молящихся все в лобы изображено по преданию грекороссийсия церкви, а не по раскольнические, и сосудами церковными сребрянными, и алтарными одеждами и священно и церковно служительскими облачения хотяща и ко всеми, такой книгами новоисправными всего круга церковного с подписанием по листам на имя тоя церкви ону удостоиствовать, в том числе чтоб вся катехизис или православное исповедание букварь, и устав церковный, и престол построить по указкой мере препорциальной, а именно в вышину аршина шести вершков и со дскою, в длину аршина осми вершков, в ширину аршина ж четырех вершков, и жертвенник так как и престол на восток, а не к стене, и вокруг оной церкви кладбище обнести вновь оградою. По совершенном же той церкви построения и при уготовлении всего приличествующаго ко освящению ту церковь Богородицкому благочинному освидетельствовать, и все наличное в ней в силу с сей храмозданной грамоты устроено и в сем вышепрописанным во удовольствия описать со обстоятельством, и при том тоя церкви от священно и церковно служителей взять письменное известие вся ль определенная к той церкви пашенная церковная земля и буде есть лесные угодья и сенныя покосы в неотемлемом у них владении, и коликое число и сколько при той церкви в приходе какова звания дворов и в них обоего пола душ имеется, и то известие купно со оного описью представить нам иереи та церквь всем вышеписанным явися во удовольствии то освящения оной просит тогда нас. По совершенном же оной каменной церкви построении и освящении вышеписанную деревянную церковь охочним людям продать от нас дозволяется, по продаже же оной где вся под престольное и кладезное места, то на оные поставить не часовню, а голбицы и для признания водрузить кресты дабы оные яко преждеосвященные места не были ногами человеческими и скотом попираемы.

Писана в Коломне в духовной нашей консистории Мая 20 дня 1786 года подлинная за подписаннием ево преосвященства руки, взял означенной канцелярии Богородицкой солдат Филип Романов, а вместо ево росписался по ево прошению за неумением ево грамоте града Епифани церкви Преображения Господня пономарь Григорий Аврамов

Владыка строительство храма одобрил. Но внес свои дополнительные указания. XVIII век – старообрядческий раскол еще силен. Владыка повелевает четко соблюсти правила строительства при храме. Чтоб престол был нужных размеров и отстоял на достаточное от стены расстояние. А то поставят слишком близко и литургию в храме служить уже не получится. И каноничности икон большое внимание – чтоб на иконах не было крестящихся двуперстно.

Иевлевцы просили одобрения продать старую деревянную церковь, а на ее место поставить часовню. Но владыка Феодосий решил, что часовня селу без надобности и велел просто закрыть освященное место голбицами – это такая крыша без избушки. Чтоб место, где был храм, ногами люди и звери не топтали.

Строительство храма заняло почти полных 6 лет. 100 лет спустя в справочнике «Храмы и приходы Тульской епархии» Малицкий писал: храм построен на средства прихожан и попечением графа Бобринского. Граф жертвовал на строительство лес с дачи. C другой стороны, графский титул и вотчины Алексею Григорьевичу Бобринскому пожалованы только через 4 года после освящения храма. Какое-то время я думал, что тут имеется противоречие. А на самом деле императрица Екатерина II еще в 1770х годах скупила ряд сел Епифановского и Богородицкого уездов специально для формирования имения сыну. Пока мать была жива – это были дворцовые владения. Павел I, после смерти матери, одним из первых указов по восшествию на императорский трон, пожаловал брату графский титул и вместе с титулом ряд имений. Дополнительным подтверждением особого отношения Бобринских к храму в Иевлево могут служить крестины тут их наследников. Не в Казанском храме непосредственно в имении, а в селе в 8 верстах от города.

К весне 1792 года все работы завершены. С духовной стороны пока это всего лишь здание, а не храм Божий. Для начала Богослужений требуется совершения чина освящения храма. Существует чин, совершаемый самим архиереем, при котором освящается и антими́нс, и здание храма. Дугой чин, упрощенный, может быть совершен священником, который с благословения епископа освящает здание храма, а вот антиминс он освятить не может – нужен ранее освященный архиереем. С точки зрения светских властей, начало эксплуатации храма – это вопрос и налогов и учета актов гражданского состояния.

1 марта 1792 года прихожане обратились к благочинному протоиерею Филиппу Ленародову за помощью. Завертелась бюрократическая машина. Из последующих документов видно взаимодействие властей светских и церковных на пути к желанному началу Богослужений в новой церкви. Антиминс в старом храме имеется: цель предстоящей переписки – получить приказ священнику решением Коломенского епископа и именем Императрицы Екатерины II на совершение чина освящения. Для получения такого указа, в духовную консисторию должен поступить запрос от уездной светской власти с приложением прошения благочинного протоиерея.

Первая потребная бумага пишется настоятелем прихода и подписывается клиром. Это сообщение благочинному Богородицкого уезда, что причт обеспечен всем необходимым для прокормления. Из описания видно, что основное внимание уделяется земле – она главная кормилица и на прокормление причта выделено 36 десятин (40 гектар). А только потом уже прихожане, чьи приношения составляют дополнительное содержание духовенства.

1792го года марта 5го дня города Богородицка со округою благочинному соборной Казанской церкви протопопу Филиппу Ленардову, Богородицкой округи села Иевлева церкви святого чудотворца Николая священно и церковно служителями в самую сущую правду сею скаскою показали что они во удовольствие сей пашенной церковной земли, ценных покосов имеют в силу межевой положенную препорцию, а именно с сенными покосы и усадьбою тридцать шесть десятин. И в круг тоя земли межевыя ямы с признаками порыты, и столбы с литерами поставлены так же обид и притеснений ни от кого в оном не имеют, чем они священно и церковно служители довольны. Приходских у них обстоит в наличности и с деревнями 243 двора; и во оных дворах мужеска 1104 души; женска 1095 душ: и в сей сказали они священно и церковно служители самую сущую правду и ничего не утаили а ежели окажется, что ложно, за то подвергаем себя по святым правилам и указам штрафованию чему будем достойны, в чем под сим и подписались.

К сей скаске села Иевлева церкви святаго Николая Чудотворца священник Диомид Стефанов руку приложил, Тоя же церкви священник Ефим Иванов руку приложил, Тоя церкви дьякон Григорей Иванов руку приложил, Тоя церкви дьячек Лазарь Стефанов руку приложил, Тоя церкви дьячек Евдоким Тимофеев руку приложил

Бумагу подготовили и стали просить отца Филиппа оформить следующие. Дел у благочинного много, а объем работы в рамках проверки готовности храма очень большой. Несколько дней нужно потратить, чтоб все проверить: от решеток на окнах и материала на кровле до размеров престола и состояния антиминса. Подробно описан пятиярусный иконостас. Проверена каноничность каждой иконы. Описано наличие и полнота богослужебных книг. Среди них интересно отметить напрестольное Евангелие, напечатанное в 1668 году и апостол 1664 года. Книги напечатаны до освящения предыдущей деревянной церкви – и 120 лет спустя по-прежнему используется бережно сохраняемые поколениями священников. Перечислены в деталях все священнические облачения и многое другое. Полная опись заняла 6 листов, заполненных с двух сторон мелким почерком.

Составив подробную опись, благочинный обобщил увиденное в кратком доношении на имя епископа:

Великому господину преосвященнейшему Афанасию епископу коломенскому и тульскому
Города Богородицка со округою от благочинного соборной Казанской церкви протопопа Филиппа Ленардова
Всепокорнейшее доношение
За силу храмозданной грамоты данной от покойного преосвященного Феодосия епископа Коломенского ведомства ея императорского величества Богородицкой и Бобриковской волостей канцелярии Богородицкой округи села Иевлева церкви святого Николая Чудотворца приходским людям того села крестьянам в прошлом 1786 году мая 20го дня о построении в том селе Иевлеве вместо прежней церкви деревянного здания за малостью и ветхостью отступая на несколько сажень на приличном месте обширнее каменного здания новой церкви по просьбе того села Иевлева приходских людей оная канцелярия в присланном ко мне сего 1892 года прошлого марта 1го дня сообщении прописывая, что новая каменного здания церковь в тоже имянование строением совершена и ко освящению всеми приличествующими внешними и внутренними принадлежностями приуготовлена. Требовала оную новопостроенную каменного здания церковь освидетельствовать, и что в ней окажется на лицо описать и ту опись представить вашему преосвященству на благоразсмотрение, по которому сообщению мною благочинным оная новопостроенная церковь Божия того же марта 5го дня освидетельствована и все в ней налицо за силу храмозданной грамоты описано, и при том тоя церкви от священно и церковно служителей о приходских дворах и в них мужеска и женска полу душах а равно и церковной земле скаска за их рукоприкладством взята которую сообща купно с церковною описью при сем доношении Вашему Преосвященству на рассмотрение благопочтеннейше представляю.
Вашего преосвященства всегдашне нижайший послушник и всеусерднейший богомолец протопоп Филипп

А по светской линии написано письмо о том же но немного с другими акцентами

Великому господину преосвященнейшему Афанасию епископу коломенскому и тульскому
Из канцелярии Ея императорского величества Богородицкой и Бобриковской волостей
Доношение
По храмозданной от вашего преосвященства грамоте: ведомства Богородицкой канцелярии Богородицкой волости в селе Иевлеве. По желанию и прошению тоя церкви приходских людей вместо имеющейся деревянной церкви святого Николая чудотворца; и от кладбища вправо, на ново избранном весьма удобном и возвышенном месте, по учиненному архитекторскому плану построена в таковоеже наименование церковь каменная. Которая убрана столярным позлащенным иконостасом и изображением святых икон хорошим и исправным писанием и прочим церковным благолепием. По преданию Греко-российской церкви. И сосудами церковными сребренными. Алтарными одеждами и священно служительскими облачении парчовыми, штофными и шелковыми. Тоже и книгами новыми справными всего круга церковного удовольствована. И ко освящению совсем изготовлена. Ими всем никакого недостатка не предвидитца определенная ж к той церкви из казенных Богородицкой волости дач земля отмежевана что все и засвидетельствовано Богородицким благочинным протоиереем - того ради вашему преосвященству Богородицкая канцелярия представляя просит вашего преосвященства архипастырскаго благословения чтоб ту новопостроенную церковь Божию на имеющемся в деревянной церкви антиминсе повелеть освятить и то освящение позволить учинить по близости разстояния города Богородицка соборному протоиерею Филиппу Ленардову, ибо тоя церкви приходския люди освящение оные церкви учинить желают ему протоиерею. и о том учинить ваше архипастырское соизволение.

Полученный комплект из 4х документов прибыл в канцелярию духовной консистории и был представлен архиерею на рассмотрение. Изучив поданное, владыка своей рукой написал резолюцию:

Мая 4го. Ежели церковь всем потребным снабдена и старый антиминс годится ко употреблению, то присутствующему о. Андрею или за дальностью расстояния благочинному Богородицкому на оном освятить благословляется.

Решение принято. И даже в этой краткой резолюции можно видеть характерную особенность любой бюрократической машины – максимальное избегание принятия на себя ответственности. Архиерею доложили прямо и однозначно, что все потребное в храме есть. Но он не пишет просто «освятить благословляется», а прибавляет «Ежели церковь всем потребным снабдена и старый антиминс годится ко употреблению». Т.е. фактически снимает с себя ответственность – если вдруг выявится какая-то проблема в храме – владыка Афанасий к этому не имеет отношения.

С точки зрения бытового здравого смысла, эта резолюция – все что требуется. Но у бюрократии другая логика и во исполнение резолюции, канцелярия готовит два новых. Один указ священнику от имени его начальника – епископа. Второй - от имени Императорского величества (реформы Петра I наделили консисторию такими полномочиями). Новые документы, если вчитаться, не добавляют осмысленных идей к резолюции епископа, а просто подробно описывают обстоятельства и условия данных распоряжений. Даже на вопрос: кому же указано совершить освящение упорно отвечается двояко. Интересно почитать эти два документа, как образец «языка канцелярита» XVIII века:

1792го года маия 6го дня в коломенской духовной консистории по слушании его преосвященства преосвященнейшаго Афанасия епископа Коломенского и Тульского резолюции последовавшей по доношению из канцелярии ея императорского величества Богородицкой и Бобриковской волостей о освящении новопостроенной Богородицкой округи в селе Иевлеве вместо древянной каменной церкви во имя святого Николая чудотворца на имеющемся в той древянной церкви антиминсе по желанию тоя церкви приходских людей по близости разстояния города Богородицка благочинному соборноиму протоиерею Филиппу Ленардову при котором приложены от онаго протопопа доношение ж с учиненною той церкви описью, коею резолюциею велено: ежели церковь всем потребным снабдена и старый антиминс годится ко употребению, то присутствующему отцу Андрею или за дальностью разстояния благочинному Богородицкому на оном освятить благословляется и для того определено: поелику по означенной всему церковному имуществу учиненной тем благочинным описи никакового недостатка не оказалось, то о освящении вышеписанной новопостроенной в селе Иевлеве вновь каменной церкви во имя святаго Николая Чудотворца по означенному консистории присутствующему Воскресенскому священнику Андрею Иоаннову послать указ немедленно.
Богоявленский архимандрит Иоанн. Семинарии ректор игумен Иероним. Спасский игумен Сильвестр

Указ Ея императорскаго величества самодержицы Всероссийския из Коломенской духовной консистории, оной консистории присутствующему Воскресенской церкви священнику Андрею Иоаннову. Сего маия 4го дня 1792го года по Ея императорского величества указу резолюциею его преосвященства преосвященнейшаго Афанасию епископу Коломенского и Тульского, последовавшею по доношению из канцелярии Ея Императорского величества Богородицкой и Бобриковской волостей, о освящении новопостроенной Богородицкой округи в селе Иевлеве в место деревянной каменной церкви во имя святого Николая Чудотворца на имеющемся в той деревянной церкви антиминсе по желанию тоя церкви приходских людей по близости разстояния города Богородицка благочинному соборному протоиерею Филиппу Ленардову при котором приложены оного протоиерея доношение, велено: Еже ли церковь всем потребным снабдена и старый антиминс годится ко употреблению, то вам присутствующему отцу Андрею или за дальностию разстояния благочинном Богородицкому на оном освятить благословляется и для того во исполнение оной его преосвященства резолюции в духовной консистории определено; посему по означенной в сему церковному имуществу учиненной тем благочинным описи никаковаго недостатка не оказалось, то о освящении вышеписанной новопостроенной в селе Иевлеве вновь каменной церкви во имя святаго Николая чудотворца и вам, присутствующему воскресенскому священнику Андрею послать уааз и посылается а по освящении той церкви и подписании где принадлежит отрепортовать к его преосвещенству. Маия 7го дня 1792го года подлинный за подписью Спасского игумена Сильвестра…

Получив необходимые документы, в селе объявили праздник. Трудов у крестьян много – не на каждой службе получалось присутствовать, особенно в полевой сезон. А в этот день даже новый большой храм полон. Накануне в Иевлево приехали Богородицкий благочинный протоиерей Филипп Ленардов и из Коломны священник Андрей Иоаннов. Сняли антиминс с престола в старом храме и торжественно с крестным ходом перенесли его в новый храм. У иконы спасителя справа от царских врат поставили аналой и на нем поставили дискос, на котором антиминс под звездицею и возду́хом оставлен до утра. Пред аналоем зажгли свечу и оставили пономаря следить, чтоб не потухла и по мере надобности менять на новую.

Утром 11 мая служба началась под громкий стук в алтаре: о. Андрей, благочинный о. Федор, местные священники о. Диомид и о. Ефим и несколько приглашенных в гости Богородицких священников, в начале чина освящения прибивали верхнюю доску престола к его столбам. Согласно традиции делают это не молотками, а камнями и используют большие кованные гвозди. Очень громко. Прочли несколько специальных молитв в алтаре, опоясали престол веревкой и вышли на амвон. Торжественно подняли дискос с антиминсом на руки и с ним медленно и чинно с молитвенным пением прошли крестным ходом вокруг храма. Прочтя положенные молитвы, отцы возложили антиминс на престол, окропили здание храма и собравшихся прихожан святой водой и приступили к совершению первой литургии в новом храме.

Старый храм, после выноса антиминса – уже не храм, а просто здание. Тут же на него нашелся покупатель, и разобрав его по бревнышкам перевезли совсем недалеко. В 1750х годах из Иевлево часть крестьян отделились в деревню Черняевку – там старый храм и пригодился. На новом месте освящен он был в честь Архангела Михаила и стала деревня селом Архангельским. Название Черняевка за ним правда тоже сохранилось и сейчас оно так и называется село Черняевка. А новый каменный храм простоял до 1940х годов, когда был взорван и разобран на кирпич.

26.09.2019
Алексей Петров


Источники:
РГАДА Ф.210.Оп.12.Д.649.Л.36
РГАДА Ф.1209.Оп.1.Д.121.Л.20об
ГАТО Ф.1770.Оп.2т1.Д.489.Л.12-14
ГАТО Ф.1770.Оп.2т1.Д.510.Л.1-11об
ГАТО Ф.389.Оп.1.Д.6.Л.470-579об
ГАТО Ф.389.Оп.1.Д.7.Л.1-92об
РГАДА Ф.350.Оп.2.Д.403.Л.322об
Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. - Тула, 1895. Стр. 134-135